Каспийская нефть не просочится мимо

В сфере международных хозяйственных отношений не любят избыточно агрессивных стран, которые, водрузив свой флаг на танк, на поверку оказываются профессионалами блефа, аферистами и капитулянтами. Как и случилось с Грузией, — пишет «Парламентская газета».
Итоги ее агрессии против Южной Осетии оказывают все большее влияние на транзит каспийской нефти через Кавказ. Изменяется вектор трубопроводов, в регионе происходит серьезное переформатирование политической составляющей международных транспортных проектов. Фактически сегодня в определении большинства их маршрутов в той или иной мере фигурирует требование «Грузию не предлагать». И это долгосрочная тенденция.
Очередным существенным ударом по экономике и имиджу страны стал недавний отказ казахской государственной нефтегазовой компании «Казмунайгаз» от строительства НПЗ в Батуми. Также Казахстан отказался от ранее планируемого строительства зернового терминала в Поти и заморозил аналогичный проект в том же Батуми. По мнению казахских предпринимателей, строить сейчас что-либо в Грузии слишком рискованно. Кроме того, под вопросом оказалась судьба ранее разрекламированного проекта железной дороги Карс (Турция) — Ахалкалаки (Грузия) — Баку (Азербайджан). Формальным поводом пересмотра проекта со стороны Турции стали неплатежеспособность Грузии и отсутствие гарантий безопасности будущей железной дороги, что напрямую связано с событиями, произошедшими в регионе в августе 2008 года. В вину грузинской стороне поставлено то, что она не в состоянии выполнить обязательства по льготному азербайджанскому кредиту в 200 млн долл., выделенному ей специально в рамках данного проекта.
Но главным оказался вопрос о нефтяной трубе. Стратегическое улучшение условий транзита по трубопроводу Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД) вряд ли произойдет. Сейчас он вновь остановлен на неопределенный срок, а нефтепровод Баку — Супса так и не начал работу. После августовских событий нефтетрейдеры выражают серьезные опасения по поводу активного использования грузинского транзита.
Как сообщает OILRU.COM, Россия зарабатывает не только на добыче своей нефти, но и на транзите чужой. Так, с начала января по трубопроводам на экспорт ушло более 30 млн тонн, еще более четырех миллионов перевезли железнодорожники. И у этих объемов, из-за роста авторитета нашей страны среди ближайших соседей после операции по принуждению Грузии к миру, очень хорошие перспективы. То есть наша активная внешнеполитическая позиция сегодня несет весомые экономические дивиденды.
Прогнозируется, что экспорт нефти из Казахстана в северо-западном, то есть российском, направлении ожидает бурное развитие. На состоявшемся недавно форуме приграничного сотрудничества двух стран президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что его страна в 2009 г. увеличит добычу нефти на 12 млн тонн. При этом казахская сторона заинтересована в прокачке означенного объема через Россию. В дальнейшем, по прогнозу казахского Министерства энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР), добыча нефти и конденсата вырастет еще более значительно и к 2015 г. будет доведена до 100 млн тонн в год. Причем на экспорт из этого объема уйдет порядка 90 процентов.
Ориентируясь в расчетах на 2015 год, оценим, какие трубопроводы конкурируют за казахскую нефть. Из общего объема львиная доля, то есть порядка 50 млн тонн, может пойти в систему КТК, от 17 до 30 млн тонн — по трубе Атырау — Самара. Эти цифры могут быть реализованы, если нынешняя пропускная способность вышеназванных маршрутов будет значительно увеличена. Что касается других направлений, то около 20-30 млн тонн, вероятно, придется на долю проектируемой Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ) для транскавказского транзита, еще 20 млн тонн по нефтепроводу в Китай, и 3-6 млн планируется отгружать в Иран. С учетом железнодорожного вывоза экспортные возможности всех маршрутов составляют от 110 до 136 млн тонн, что значительно больше запланированного в балансе объема. То есть за казахскую нефть предполагается серьезная конкуренция.
Кстати, весьма вероятно, что у наших трубопроводов появится и еще один интересный клиент. Сегодня транзит по российской территории привлекает не только Казахстан и Азербайджан, но и Туркменистан. Так, компания «Драгон Ойл», работающая на шельфе и имеющая статус одного из главных экспортеров туркменской нефти, взамен маршрута Азербайджан — Грузия намерена начать вывоз продукции по линии Махачкала — Новороссийск.
Оценивая весьма оптимистичные перспективы сотрудничества с Казахстаном, «Транснефть» сделала Астане предложение о возможном удвоении объема транзита через территорию России. Для этого планируется осуществить ряд крупных транспортных проектов, в том числе расширить пропускную способность КТК с 28 до 67 млн тонн в год и трубопровода Атырау — Самара с 17 до 25-30 млн. Также российская сторона готова предоставить Казахстану большие квоты на прокачку в других нефтетранспортных проектах — в Балтийской трубопроводной системе и в порту Приморск, и в планируемом международном нефтепроводе Бургас — Александруполис. Осуществление данных проектов позволит довести ежегодный трубопроводный экспорт через Россию до уровня 70-80 млн тонн. Понятно, что плата за транзит такого количества нефти означает прибыль со многими нулями.
А теперь оценим данные направления с точки зрения реальности проектов и их экономической составляющей. Сегодня в части тарифов маршруты через Россию до рынка в Аугусте (Италия) выгоднее для Казахстана, нежели экспорт через Азербайджан и Грузию. Если тариф по маршруту Атырау — Самара — Аугуста составляет 35 долларов за тонну, то по маршруту Актау — Баку — Джейхан — Аугуста — 64 долларов за тонну.
Судьба Nabucco — газопровода длиной около 3300 км и стоимостью в 7,9 млрд евро — из-за августовских событий на Кавказе вновь оказалась в подвешенном состоянии. Основная его проблема — сумеет ли это гигантское металлическое сооружение набрать для собственной прокачки достаточное количество газа. Да, его инициаторы громогласно заявляют, что от клиентов покупать в будущем газ уже сейчас нет отбою. Но понятно, что это не аргумент, ведь продавать-то пока нечего. Надежды на большой азербайджанский и туркменский газ не оправдались, да и риски, связанные с его прокачкой по грузинской территории, сейчас оцениваются аналитиками как весьма высокие. Более того, руководители Nabucco сейчас откровенно признают, что проект нежизнеспособен без газа из Ирана или даже Ирака. В итоге в их головах возникают и совсем экзотические предложения вроде продления данного газопровода аж до Египта. Впрочем, особо обольщаться не стоит и газовую политику России в любом случае ожидает ожесточенное сопротивление, и в первую очередь — Америки.
Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Россия планирует проложить новый газовый маршрут в Китай
Россия рассматривает возможность строительства еще одного газопровода в Китай, на этот раз через Казахстан, способного поставлять до 35 млрд куб. м природного газа в год.
Нераспроданная нефть Анголы сигнализирует о снижении спроса со стороны Китая
Темпы продаж ангольской нефти, отгружаемой в декабре, ниже обычного: около трети партий все еще ищут покупателей.