«Какие цены на нефть нам нужны?»

Ориентация на мировые цены во внутреннем ценообразовании – глубокое заблуждение?
Какие меры планируются государством в области регулирования рынка?
Прозрачность ценообразования на внутреннем рынке – насущная необходимость?

Такие вопросы поставили организаторы Круглого стола  «Новая нефтяная политика России: какие цены на нефть нам нужны?», прошедшего 21 мая.
Организатором мероприятия стала компания «ИнфоТЭК-Консалт».

На мероприятии собрались представители компаний и государственных структур, аналитики. Среди участников присутствовали: Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС,  Михаил Гельвановский, генеральный директор Национального института развития, Маргарита Козеняшева, заместитель генерального директора компании «Синтез Петролеум» и многие другие. Участники выступили с докладами, а также подискутировали и ответили на вопросы в кулуарах. Блиц-интервью, отражающие основные вопросы мероприятия, мы представляем на наших страницах.

Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
— Анатолий Николаевич, говоря о мониторинге цен, который постоянно ведет ФАС, Вы отметили необходимость ориентации на внутренний индикатор при мониторинге цен ФАС. Какой это индикатор планируется использовать?
— Действительно, это необходимо, но пока устойчивого внутреннего индикатора нет, и мы сейчас работаем в этом направлении, чтобы он появился. При его разработке должны учитываться и биржевые торги, и торги на внебиржевых электронных площадках.
— Будут ли учтены данные аналитических агентств или индексы нужно формировать только на основе сделок на торгах?
— В любом случае данные агентств полезны, хотя они имеют скорее информационный характер.
— Данные каких площадок планируется учитывать?
— Вопрос о перечне площадок еще только обсуждается.
— На мероприятии был затронут вопрос об изменении экспортных пошлин. Можно ли подробнее рассказать о предложениях ФАС в этой области?
— Да, мы сформировали такие предложения, и они сейчас обсуждаются. Их суть: уравнять пошлины на светлые и на темные нефтепродукты путем увеличения пошлин на темные нефтепродукты. Для того чтобы нефтяным компаниям не нести дополнительных расходов, необходимо снизить пошлину на сырую нефть.
По нашей оценке, для внутреннего рынка чувствительной является пошлина именно на светлые нефтепродукты. Пошлину на темные надо подтянуть к ней, чтобы не делать приоритета для экспорта продукта с малой добавленной стоимостью.
Снижение пошлин на нефть возможно где-то на 10%, при этом пошлина на нефтепродукты в целом должна находиться на уровне 80-90% от пошлины на нефть, для того чтобы был приоритет для развития нефтепереработки.

Михаил Гельвановский, генеральный директор Национального института развития
— На Круглом столе обсуждалась проблема зависимости внутренних цен на нефть и нефтепродукты от мировых? Как она может быть решена?
— Такая зависимость — это прямая угроза экономике. В 90-е годы в России была осуществлена привязка сырьевого экспорта к мировым ценам. Это сделало невыгодным развитие внутреннего производства. Данный фактор не был ощутимым в условиях высоких цен на энергоносители, но тут же проявил себя во время падения рынков.
Посмотрите, что происходило в ходе энергетических кризисов 20-го столетия – события развивались трагически. Кризис 70-х годов, когда образовался ОПЕК и нефтяные цены поднялись в 20 раз, привел к значительным изменениям мировой экономической системы. В последние годы получила распространение версия о том, что США и арабские страны пытались таким образом экономически отбросить назад страны Западной Европы и Японию. Падение нефтяных цен в 80-х спровоцировало развал Советского союза.
— Каким образом избавляться от привязки к мировым рынкам?
— Нужна привязка к себестоимости товара, цены должны формироваться на этой основе. Еще один принцип — баланс спроса и предложения именно на внутреннем рынке. «Концепция государственной политики цен РФ», подготовленная нами по заказу Торгово-промышленной палаты, предусматривает поэтапную программу перехода на новую систему ценообразования.
— А какова оценка биржевых и внебиржевых торгов, как механизма повышения прозрачности внутреннего рынка?
— Считаю, что надо ориентироваться все-таки на крупных игроков, которые заключают долгосрочные контракты, – на поставщиков и потребителей. На бирже идет спекулятивная игра – это несколько другой рынок. 
Нам необходимо создать некую систему ценовых ориентиров, которых бы придерживались производители и потребители. Ориентирами могут стать как раз долгосрочные контракты. Соотношение цен должно отражать состояние экономики, ее потребности и возможности на данный промежуток времени.

Маргарита Козеняшева, заместитель генерального директора компании «Синтез Петролеум»
— Какие факторы сегодня определяют мировые цены на нефть, по Вашему мнению, и каков краткосрочный прогноз?
— Я не верю сегодня в давление фундаментальных факторов. Сейчас мы наблюдаем то, какую роль играют финансовые факторы в ценообразовании на нефть. В третьем квартале мы можем увидеть дальнейший рост, но все же средняя цена, думаю, останется на уровне $60 за баррель. Однако, в конце года не исключено падение.
— А что касается  внутренних цен?
— В течение последних лет ситуация на внутреннем рынке однозначно определялась внешними факторами и, считаю, она сохранится. ВИНК производят 90% нефти в стране – примерно 50% однозначно идет на экспорт, остальное поставляется на заводы, но остаются некоторые излишки. У крупных компаний есть выбор, куда эти излишки направлять – на экспорт или на внутренний рынок в зависимости от привлекательности цены. 
В итоге 8-10% процентов от добычи идет на свободный рынок внутри страны – на заводы, не входящие в ВИНК. 
Одним из переработчиков нефти, приобретаемой на свободном рынке, является Московский НПЗ, который снабжает крупнейший в стране рынок потребления.
Другой крупный и важный сегмент – Уфимская группа НПЗ. Они находятся в центре Европейской части страны, экспортная альтернатива у них — хуже, чем у заводов, находящихся западнее, но эта группа также формирует свободный рынок.
Доля автобензинов, производимых на Уфимской группе НПЗ, составляет порядка 16 % от всего объема выпускаемого в стране этого вида топлива, доля дизельного топлива -12-14 %. Цены на эти нефтепродукты формируются, прежде всего, на основе цены на приобретаемое сырье на свободном рынке, а также за счет высокой стоимости процессинга на уфимской группе НПЗ. А цена на нефть, как было отмечено сегодня в выступлениях экспертов рынка, определяется, главным образом, экспортной альтернативой и зависит от мировой цены.
Однако, несмотря на высокие затраты на производство, цены на нефтепродукты уфимских заводов ниже других предприятий и остальные нефтяные компании, в том числе и ВИНКи, не могут игнорировать этот факт. Поэтому показательными рыночными ценами на нефтепродукты в опте являются, в первую очередь, цены на нефтепродукты, производимые на Уфимских и на Московском НПЗ. Кстати, обратите внимание, что агентство Platts, которое с конца 2006 г. публикует котировки на внутреннем рынке нефтепродуктов в РФ, за базу принимает оптовые цены на Уфе и Москве.
Нельзя также забывать и о том факте, что большая часть производимого в стране дизельного топлива и мазута идет на экспорт, а значит, в ценообразовании на эти виды нефтепродуктов экспортные, а, следовательно, мировые цены не могут не оказывать влияния.
— Сегодня был затронут вопрос развития биржевой торговли в стране c точки зрения ценообразования. Что Вы думает об этом?
— Пока биржевая торговля не может выступать индикатором. На данный момент сохраняется ситуация, когда у нас на биржи «загоняют» компании, и они продают демонстрационный минимум нефтепродуктов. В сегменте свободного рынка у нас в основном идет спотовая торговля вне бирж.
— Каковы сегодня условия работы вашей компании, как давальцев Уфимских НПЗ?
— Условия непростые. В третьем квартале 2008 г. на высокой волне нефтяных цен стоимость процессинга превышала 3,5 тыс. руб. за тонну, сегодня она, конечно же, ниже – порядка 1,5 тыс. руб. за переработку тонны Западно-сибирской нефти по топливно-маслянному варианту. Тем не менее, мы добиваемся того, чтобы продавать в опте по ценам, более низким, чем ВИНКи. Но в любом случаем мы покупаем нефть, которая зависит от мировой цены. Метод netback остается индикативным для рынка. Но это не значит, что данная цена является  до конца определяющей. Если мы, например,  видим, что на рынке нефти есть тенденция к росту предложения, мы будем торговаться на понижение. И хотя продавцов на свободном рынке нефти не так много- это в основном ведущие ВИНКи, закон спроса и предложения никто не отменял.
— Сегодня много говорится о смене приоритетов: переходе от ориентации на экспорт сырья к развитию нефтепереработки. Даже в условиях кризиса озвучиваются проекты строительства новых заводов. Ваше мнение по этому поводу?
— Давайте посмотрим на структуру экспорта нефтепродуктов. Вывозится большая часть производимого дизтоплива. Тоже самое происходит и с мазутом. То есть мы производим больше нефтепродуктов, чем можем потребить. Да, бензин мы большей частью потребляем на внутреннем рынке. Между тем, высокий спрос на высокооктановые бензины наблюдается, прежде всего в экономически более развитых центрах страны, но не по стране в целом. Вывод: не нужно увеличивать мощности переработки, но для роста рентабельности работы заводов нужно совершенствовать существующие предприятия. Другое дело, когда речь идет о современном экспорториентированном НПЗ, расположенном непосредственной близости к порту, правда сегодня таких новых проектов у России пока нет.
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
4 комментария
  1. Анатолий Голомолзин: «…пока устойчивого внутреннего индикатора нет, и мы сейчас работаем в этом направлении, чтобы он появился. При его разработке должны учитываться и биржевые торги, и торги на внебиржевых электронных площадках.»

    Получается, что официальный ценовой индикатор не будет отражать итоги торгов на одной (главной) площадке, а станет вычисляться по формуле, учитывающей данные с нескольких площадок?

    1. Не слышал, чтобы что-то подобное применялось в мировой практике.

    2. Похоже, что так. Подобное заявление о работе с несколькими площадками при формировании индикаторов сделал представитель Минэкономразвития и наш эксперт Кирилл Емельянов, мы писали об этом здесь
      http://www.oilexp.ru/news/russian_rinok/birzha-kak-instrument-torgovli-nefteproduktami/22435/

      1. У меня нет никакого доверия к синтетическим индексам. Впрочем, пока рано об этом говорить — индексы не только не введены, но даже не представлено подробного описания планов. Посмотрим, как это будет реализовано.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»
Замминистра энергетики РФ и Сийярто обсудили поставки газа после санкций США
Речь идет об ограничениях против Газпромбанка