Как влияют на цены проблемы топлива и энергетики?

Тема мировых цен на нефть и газ обсуждалась на этой неделе не только на саммите в Японии, но и на совещании председателя правительства России в Архангельске.
Говорилось о том, как преодолеть дисбаланс, вызванный ростом цен на топливо внутри отдельных отраслей экономики и главное — как дальше развивать эту на сегодня по-прежнему жизненно важную для страны отрасль.

Репортаж Кирилла Брайнина, OLO.ru .

Это сейчас фургон Геннадия Хрящева заводится почти с пол оборота. Меньше года назад машину заправили на одной из московских бензоколонок. Последствия, как похмелье — с утра.
Мутная жидкость с непонятным запахом — таких бутылочек в лаборатории института нефти и газа — не один десяток. Экспертизы топлива здесь проводят каждый день. Профессор Алексей Дедов говорит, что заправится сегодня это почти как лотерея — только с риском проиграть машину.
Алексей Дедов, профессор, зав. кафедрой общей и неорганической химии РГУНГ им. И.М. Губкина: «Там 5,6 лет назад было специальное управление — Минэнерго, которое контролировало топливо, то в настоящее время это Управление 4 года назад было упразднено, и, по сути, на государственном уровне никто не занимается контролем качества нефтепродуктов, которые реализуются на рынке в нашей стране. К сожалению. Потому что проблема стоит очень остро. По оценкам Минтранса, от 30 до 50% фальсифицированного серого топлива на рынке у нас».
Пока государственного контроля нет, в лаборатории придумали экспресс-тест на качества бензина. Полоска с использованием нанотехнологий. Капля бензина и если полоска зеленеет, сразу ясно — с таким топливом можно и залететь на капремонт.
Наталья Перевертаева, аспирант кафедры общей и неорганической химии РГУНГ им. И.М. Губкина: «И имея такой экспресс-тест, каждый пользователь, каждый потребитель бензина может прямо на АЗС проверить качество покупаемого им нефтепродукта».
У Геннадия Хрящева такого теста с собой не было. Впрочем, теперь, говорит он, это не так уж и важно. Цены на топливо уже такие, что бизнес автоперевозок можно скоро сворачивать.
Геннадий Хрящев, водитель: «Перевозчику день ото дня остается все меньше и меньше денег на свой собственный хлеб. Когда-то, очевидно, настанет момент, когда выезжать на машине уже не будет смысла, потому что ничего не заработаешь, — все заправишь в бак».
Цены на российских заправках едва успевают меняться. С начала года бензин в среднем подорожал почти на 16 процентов. И это, похоже, не предел.
Российские автомобилисты уже, похоже, привыкли к постоянному подорожанию бензина и солярки. На заправках почти каждую неделю новые цены. Мы уже догнали Америку и вот-вот перегоним.
Впрочем, экономисты говорят, что семейному бюджету стоит не только к увеличению статьи на транспорт, — ведь увеличение цены на топливо тянет за собой и все остальные цены, от молока до квартплаты. И если от автомобиля, в крайнем случае, можно и отказаться, то от еды — вряд ли.
Цена на топливо стремится все выше и выше. Цены на продукты за ней пока не успевают, но эксперты говорят, это лишь вопрос времени.
Павел Строков, аналитик топливного рынка: «Все эти продукты, они имеют в своей себестоимости стоимость нефтепродуктов. Это или перевозки или они участвуют в самом производстве. Мы никуда от этого не денемся».
Специалисты говорят, все дело в спросе и предложении. Нефтеперерабатывающие заводы просто не справляются. К 1991 году, тогда еще в Советском Союзе работали 48 НПЗ.
После распада огромной страны Россия получила немногим больше половины. И с тех пор ни одного нового завода не построили. И это при том, что за последние десять лет российский автопарк увеличился больше чем в два раза. И по прогнозам экспертов к 2010 у нас уже будет 40 миллионов машин.
Само собой росло и потребление топлива. Только с 2000 — больше чем на 40 процентов выросло потребление бензина, и почти на 11 процентов солярки. И спрос в данном случае вовсе не рождает предложение, а скорее наоборот. Аналитики говорят, если и дальше ситуация не будет меняться, то через несколько лет российские НПЗ просто не смогут обеспечить страну топливом.
О ситуации с добычей и переработкой нефти на этой неделе говорили в Северодвинске. Совещание проводил Владимир Путин. По словам премьер-министра, освоение шельфовых месторождений и технологическое обновление нефтяной отрасли — сейчас одна из главных задач.
Владимир Путин, председатель правительства РФ: «Темпы роста добычи нефти снизились с 11 процентов в 2003 году, немногим более двух процентов в 2007, а в начале этого года мы уже имеем отрицательную динамику».
Впервые за много лет государство снижает налоги нефтяникам. В расчете на то, что дополнительные доходы пойдут на развитие. И отношение к энергоресурсам, говорил Путин, должно быть особенно бережным.
Владимир Путин, председатель правительства РФ: «Сколько можно сетовать на варварское сжигание попутного нефтяного газа. Все необходимые поручения на этот счет даны, и их необходимо реализовывать в полном объеме, в том числе это касается доступа добывающих компаний к транспортным и энергосетям. Обращаю внимание Алексея Борисовича Миллера на то, что нефтегазовые компании до сих пор испытывают определенные проблемы с доступом к вашим сетям. Испытывают, не надо качать головой. И если и дальше будет такое положение сохраняться, мы и дальше будем сжигать попутный газ в огромных количествах, а вы будите тратить огромные ресурсы для того, чтобы обеспечить повышение добычи собственной компании. Это корпоративный интерес. А вы, обладая, контролируя сети, должны иметь в виду, что вы должны защищать общегосударственный интерес. И исходите, пожалуйста, и из этого тоже, а может быть прежде всего из этого».
Что касается внутреннего рынка нефтепродуктов, то здесь ситуация вообще уникальная. Например, цена авиационного керосина у нас самая высокая в мире.
Владимир Путин, председатель правительства РФ: «В российском центре нефтедобычи, просто для примера, в Сургуте цена тонны авиатоплива составляет 36 тысяч рублей. Обращаю ваше внимание на то, что в аэропортах Парижа, Лондона, Пекина, если переводить в рубли, там стоимость 32-34 рубля. А у нас в Южно-Сахалинске 38. Просто недопустимо».
«Ситуацию,- говорил премьер-министр,- нужно срочно изменить. И в первую очередь, разрушить монополию топливно-заправочных комплексов в аэропортах».
Владимир Путин, председатель правительства РФ: «Нужно Федеральной антимонопольной службе наконец проснуться и активно, эффективно исполнять свои функции. Если этого не будет в ближайшее время сделано, то будут приняты кадровые решения. Прошу иметь это в виду».
На заводе в Северодвинске Владимиру Путину показывали строящуюся нефтяную платформу — с ее помощью будут добывать нефть на шельфе в Баренцевом море. Еще на одном шельфовом месторождении «Южное Хылчуя» работы уже идут почти полным ходом.
В вечной мерзлоте за 2 года построили целую нефтедобывающую систему. Здесь нефть очищается и по трубопроводу отправляется в порт Варандей. Тоже уникальный — с погрузочным терминалом в 20 километрах от берега.
Пока танкер заправляется около суток, но процесс планируется значительно ускорить. Терминал способен отгружать больше 12 миллионов тонн нефти в год. Эксперты говорят, что это уникальный проект, который дает возможность экспортировать нефть кратчайшим путем и без потери качества.
Все вместе — часть концепции развития энергетики до 2030 года. Ее сейчас разрабатывает правительство. И, по словам участников совещания, для решения проблем в энергетике возможностей достаточно. Чтобы уже через несколько лет не возникало вопросов ни к качеству топлива, ни к количеству, ни к цене.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 19 ноября 2024
В период с января по октябрь 2024 г. в Азербайджане объем добычи нефти с конденсатом составил 24,1 млн. тонн.
Турция будет искать нефть в Эгейском море
Анкара определила несколько районов на шельфе Эгейского моря для поиска углеводородов.