Как российские НПЗ нашли лазейку для экспорта тёмных нефтепродуктов

Два российских нефтепереработчика нашли возможность обойти заградительную таможенную пошлину на тёмные нефтепродукты и экспортировать их с нулевой ставкой, просто переименовав мазут и вакуумный газойль, показал анализ отраслевых данных и информация четырех источников.

Секрет успеха прост, как все гениальное: перевод мазута и других тёмных нефтепродуктов в группу товаров, для которых ставка пошлины составляет ноль процентов от нефтяной, а не 100 процентов, как для тёмных, позволил в 2017 году не платить в бюджет приблизительно 10 миллиардов рублей.

Согласно статданным и информации источников, Новошахтинский и Марийский НПЗ вывезли около 2 миллионов тонн таких “продуктов-оборотней” в январе-сентябре текущего года.

Новошахтинский НПЗ не прокомментировал ситуацию.

Представитель Марийского НПЗ вначале сообщил, что предоставит комментарий, но затем не отозвался на несколько повторных запросов.

Федеральная таможенная служба (ФТС) не стала комментировать перевод тёмных нефтепродуктов в льготную категорию. Российская ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков также отказалась от комментариев.

Новые наименования, присвоенные темным нефтепродуктам Новошахтинского и Марийского НПЗ, имеют общую уточняющую оговорку — содержание ароматических углеводородов более 50 процентов.

Указанное словосочетание позволяет использовать для этих темных нефтепродуктов таможенный код для оформления на экспорт: вместо кодов группы ТН ВЭД 2710, которые применяются для мазута, код 2707-9999-00, для которого ставка экспортной пошлины равна нулю.

Экспортная пошлина на тёмные нефтепродукты в среднем за 2017 год составляет $86,7 за тонну, в том числе в ноябре — $96,1 за тонну.

Четыре источника — таможенный брокер, два источника на НПЗ и ещё один инженер по нефтепереработке — разговаривали с Рейтер на условиях анонимности из-за щекотливости темы. Пятый источник — в ФТС — подтвердил Рейтер, что тёмные нефтепродукты экспортировались с нулевой ставкой.

Уловка с переименованием уже приносила выгоду российским поставщикам мазута: до февраля 2017 года они экономили таким способом на железнодорожном тарифе, но затем монополия РЖД закрыла эту лазейку.

Кроме того производители мазута не одиноки в изобретении способов ухода от обязательных платежей государству: их коллеги, выпускающие дизельный суррогат, уже не один год успешно избегают уплаты акцизов.

НОЛЬ НА НОЛЬ

Статданные по ряду небольших экспортноориентированных НПЗ, не располагающих вторичными мощностями для глубокой переработки сырья, с прошлого года отражают технологическое чудо, вряд ли возможное в реальности: прекращение выпуска тёмных — мазута или вакуумного газойля — при сохранении объема первичной переработки и доли выпуска светлых нефтепродуктов.

В ЦДУ ТЭК объяснили противоречия в статистике тем, что НПЗ изменили прежние традиционные наименования для темных нефтепродуктов на новые, не предусмотренные в формах стандартных отчетов ведомства.

Так, по данным ЦДУ ТЭК, Новошахтинский завод за январь-сентябрь 2017 года переработал 3,5 миллиона тонн нефти. Согласно статистике ЦДУ ТЭК, завод не производил мазут или ВГО в рассматриваемый период, однако завод не располагает процессами глубокой переработки, а значит, производство нефтяных остатков должно было составить не менее 1,5 миллиона тонн.

Примерно такой объем темных нефтепродуктов производства Новошахтинского завода задекларирован в текущем году на экспорт по беспошлинному коду 2707-9999-00, согласно таможенной статистике.

Еще один НПЗ — Марийский, переработавший 1,1 миллиона тонн нефти за январь-сентябрь, по данным статистики, также не выпускал топочный мазут и ВГО, однако, не имея установок глубокой переработки, должен был произвести 0,5 миллиона тонн темных нефтепродуктов.

Именно такой объем нефтепродуктов производства Марийского НПЗ с наименованием “остатки нефтяные тяжелые с содержанием ароматических углеводородов более 50 процентов” был экспортирован в рассматриваемый период с нулевой пошлиной по тому же коду.

Россия экспортировала за девять месяцев 2017 года около 30 миллионов тонн мазута, официально оформленного именно как мазут, согласно данным Минэнерго.

ТЯЖЁЛЫЕ ВРЕМЕНА

Российские власти провели так называемый налоговый маневр, который разрабатывался в период высоких мировых цен на нефть и был призван заставить НПЗ провести модернизацию для увеличения глубины переработки. Для этого пошлина на тёмные нефтепродукты, которые в основном экспортировались, постепенно повышалась, а с 2017 года была приравнена к нефтяной с одновременным понижением до 30 процентов ставки на вывоз светлых нефтепродуктов.

Рост мазутной пошлины шёл в противоход с резким падением мировых котировок углеводородов, заставившим нефтяные компании затягивать пояса, в том числе откладывая дорогостоящую модернизацию НПЗ. В итоге заводы, которые не могли переработать мазут, столкнулись с отрицательной рентабельностью при реализации этого продукта.

При этом НПЗ продолжают демонстрировать стремительное сокращение выпуска мазута, темпы которого возможны только на бумаге, так как они намного опережают реальные технологические возможности — прирост мощностей глубокой переработки. Так, за последние четыре года, согласно статистическим данным ЦДУ ТЭК, выпуск мазута упал на 25 миллионов тонн, при этом суммарная производительность установок по переработке нефтяных остатков, введенных на НПЗ в этот период, составила лишь около 14 миллионов тонн.

ru.reuters.com

 

Читайте прогноз ценовых колебаний с 27 ноября по 1 декабря 2017

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Российская нефть вновь начала поступать в Белоруссию (Видео)
Возобновление поставок нефти из России в Белоруссию по нефтепроводу «Дружба» произошло в субботу. Об этом сообщает госагентство Белта.
В Словакии раскритиковали идею Зеленского по транзиту российского газа (Видео)
Против антироссийских санкций выступили и в Братиславе. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо назвал ограничения ЕС в отношении атомной энергетики неприемлемыми и пригрозил их заблокировать.