Как изменятся цены на нефть через полгода?

На ежегодной встрече Организации стран—экспортеров нефти (ОПЕК) 30 ноября участники картеля решили поддерживать добычу нефти на уровне не более 32,5 млн баррелей в сутки в течение шести месяцев, начиная с января 2017 года.

В контексте принятого решения Россия также выразила готовность снизить уровень добычи на 0,3 млн баррелей в сутки. На фоне этих новостей цены на нефть устремились вверх, однако насколько продолжительным окажется влияние достигнутых договоренностей, как отреагируют на них другие участники нефтяного рынка, остается под вопросом.

Главной целью сокращения добычи со стороны ОПЕК было стремление как можно быстрее сбалансировать предложение и спрос на мировом рынке, и тем самым добиться устойчивого роста цен. Если взглянуть на ноябрьский прогноз показателей нефтяного рынка Агентства энергетической информации Минэнерго США (EIA), то окажется, что эксперты не ожидали, что рынок может прийти к балансу в первом полугодии 2017 года, и во многом – из-за постепенного увеличения добычи странами ОПЕК. Теперь же ситуация изменилась.

Предположим, что ОПЕК и Россия снизят предложение в соответствии с принятыми на себя обязательствами, в то время как добыча в других нефтедобывающих странах будет следовать заложенной в ноябрьской прогноз EIA динамике. Также отметим, что мировой спрос на нефть на временном горизонте в шесть месяцев не слишком чувствителен к колебаниям цен. При таком сценарии средний за первое полугодие 2017 года дефицит на нефтяном рынке может составить около 0,1 млн баррелей в день, достигая в отдельные месяцы более высоких значений.

Однако нельзя забывать про весьма чувствительных к ценам на нефть североамериканских сланцевых производителей. Несмотря на повышение эффективности сланцевой добычи, компании из США, занимающиеся добычей сланцевой нефти, переживали снижение цен ниже 50 долларов за баррель достаточно болезненно. Еще полтора года назад темпы роста добычи в США измерялись двузначными числами, по итогам же октября 2016 года сокращение добычи составило 7,8% к аналогичному периоду предыдущего года, главным образом именно за счет сланцевой нефти.

На этом фоне обращают на себя внимание сланцевые месторождения, относящиеся к бассейну Permian. Сейчас на этих месторождениях добывается больше нефти, чем в бассейнах Bakken и Eagle Ford, которые были лидерами производства в период бума сланцевой нефти. Отчасти рост добычи в Permian объясняется более низкими издержками, в результате чего некоторые производители переориентировались именно на этот регион. Если начавшийся после решения ОПЕК рост нефтяных цен позволит приостановить падение добычи в США на традиционных месторождениях и в депрессивных сланцевых регионах, а в бассейне Permian добыча будет расти наблюдаемыми сегодня темпами, то в первом полугодии 2017 года глобальный рынок может не достичь устойчивого баланса, хотя и будет близок к нему.

Такая оценка роста сланцевой добычи в США достаточно консервативна и лишь немногим превышает текущий прогноз EIA на первое полугодие 2017 года. Однако существует как минимум два фактора, которые могут сдерживать в ближайшие месяцы увеличение цен, что не позволит ни сланцевым производителям быстро возобновить добычу, ни традиционным экспортерам (в частности, странам ОПЕК) компенсировать понесенные за предыдущие годы потери. Во-первых, это рекордный по историческим меркам уровень запасов нефти во всем мире, которые не упускают из вида нефтяные трейдеры и аналитики. Во-вторых, это высокая вероятность повышения ставки ФРС в декабре, что, как правило, негативно сказывается на ценах сырьевых товаров.

Так или иначе, соглашение ОПЕК является важным шагом на пути к преодолению перепроизводства на мировом нефтяном рынке и некоторому повышению цен. Надеется же на существенное увеличение котировок, например, до 70-80 долларов за баррель, ввиду возросшей на рынке конкуренции не приходится. С одной стороны, сланцевые производители поняли, что тягаться по стоимости добычи с ближневосточными месторождениями на падающем рынке им пока рано.

С другой стороны, традиционные производители должны понимать, что потолок цен заметно снизился до уровня рентабельной добычи на сланце. Дополнительным фактором риска в сложившейся ситуации стала спутавшая все карты победа на президентских выборах в США Дональда Трампа, который постарается поспособствовать развитию национального нефтяного сектора через предоставление дополнительных льгот и поддержки экспорта нефти.

От того как будет развиваться ситуация зависят возможные решения ОПЕК по истечении полугодового периода ограничения добычи. Если члены картеля снова столкнуться с потерей доли рынка, а цены прибавят не более 10 долларов за баррель, то ограничение добычи может быть отменено, и на рынок снова начнут поступать дополнительные объемы нефти.

Другими словами, новые факторы конкуренции на нефтяном рынке на сегодняшний день становятся одной из главных причин ценовой волатильности. Следовательно, странам, бюджеты которых зависят от нефтяных доходов необходимо как можно осторожнее подходить к прогнозам цен и оценке событий на нефтяном рынке – их влияние может быть недолговечным.

Экономика сегодня

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
WSJ: американский бизнесмен хочет купить подорванный «Северный поток — 2» (Видео)
Возможность купить «Северный поток-2» может появится в случае банкротства его оператора Nord Stream 2 AG.
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»