Как изменится ситуация на рынке нефти к 2040 году?
Информационное управление при Министерстве энергетики США (EIA) распространило новый доклад о развитии ситуации на глобальных энергетических рынках в период до 2040 г. Согласно этому документу стоимость барреля нефти при положительном сценарии может составить $252 в 2040 г.
Пока $40
Как обычно, американские эксперты рассматривали три сценария — положительный, негативный и реалистичный. При позитивном сценарии цены на нефть в ближайшие 25 лет увеличатся до $252 за баррель. При негативном сценарии — стоимость нефти достигнет $76 за баррель, а при реалистичном нефть будет стоить $141 за баррель к 2040 г., цитирует ТАСС доклад EIA.
В соответствии с этим сценарием потребление энергии в мире увеличится в ближайшие 25 лет примерно в 1,5 раза. Главный вклад в это должны внести страны Азии и прежде всего Китай и Индия.
К 2040 г. больше половины использования всей мировой энергии будет приходиться на промышленные предприятия. Затем следуют транспорт (26%) и помещения (21%).
Что же касается более близких перспектив, то возвращение цены на нефть на уровень $100 в ближайшие годы пока выглядит маловероятным. К такому выводу пришли специалисты департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ). В обнародованном им докладе прогнозы макроэкономических показателей на текущий год основаны на показателе в $40 за баррель.
«Базовый прогноз в докладе основан на средней цене на нефть в $40 за баррель в 2016 г. с небольшим ростом до $46 за баррель в 2017 г.», — говорится в документе. В предыдущей версии доклада, представленной в декабре, показатели высчитывались исходя из цены на нефть в $51 за баррель в 2016 г. и $62 — в 2017 г.
Как заявила журналистам представитель ДЭСВ Даун Холланд, в текущей ситуации очень сложно давать долгосрочный прогноз по ценам на нефть, так как она подвержена влиянию множества факторов. «Возможно ли, что цена на нефть может вернуться на уровень $100 за баррель в течение следующих 5 лет? С учетом перехода на возобновляемые и другие источники энергии маловероятно, что мы увидим рост до такого уровня в ближайшие годы», — считает эксперт, которого цитирует ТАСС. Однако Холланд не стала категорически исключать такой сценарий, отметив, что «теоретически это возможно».
Холланд обратила внимание на то, что в новом докладе ДЭСВ указаны альтернативные макроэкономические сценарии, при которых цена на нефть в 2017 г. составит $30 или $60 за баррель. Они показывают, насколько чувствителен прогноз ВВП по разным регионам в зависимости от цены на нефть. Так, страны с переходной экономикой, к которым ООН относит Россию и другие государства СНГ, демонстрируют практически вдвое худшие показатели роста при минимальной стоимости углеводородного сырья, в то время как на рост ВВП развитых государств колебания нефтяных цен влияют в наименьшей степени.
Как заявил ТАСС эксперт ДЭСВ Григор Агабекян, дальнейшее падение цен на нефть стало основным фактором, который вынудил специалистов пересмотреть свой прогноз по РФ и странам СНГ. «Более низкая цена на нефть отражается на доходах бюджета. Вызванный этим секвестр сказался на реальной заработной плате и на совокупном спросе с учетом того, что госсектор занимает крупную долю российской экономики. Мы прогнозируем спад на 5-6% в реальных располагаемых доходах населения», — отметил собеседник агентства.
Наше все
Компания VYGON Consulting выпустила свой отраслевой прогноз развития нефтяной отрасли России. Работа посвящена анализу ключевых тенденций развития нефтяной отрасли России в ставший для нее переломным 2015 г. по всем значимым направлениям с прогнозом перспектив развития отечественной нефтянки в ближайшие два года: ожидаемые макроэкономические и ценовые условия, изменения госрегулирования, производственные и экономические показатели в добыче, переработке, реализации на внутреннем рынке и экспорте нефти и нефтепродуктов.
«Избыток нефти на глобальном рынке, повлекший за собой обвал нефтяных котировок, постепенно уменьшается, но не исчезнет до середины — конца 2017 г. Это будет сдерживать восстановление уровня цен на нефть. Снижение добычи нефти плотных пород в США вместе с ростом мирового спроса на нефть позволяют надеяться на достижение среднегодовой цены Urals уровня 40 долл. за баррель в 2016 г. и 50 долл. в 2017 г. — это наш базовый сценарий, на основе которого строятся прогнозные оценки развития нефтяной отрасли России на ближайшие два года. Такому уровню цен, по нашим расчетам, будет соответствовать курс 67,0 руб. за доллар в 2016 г. и 63,5 руб. за доллар в 2017 г.», — говорится в материалах VYGON Consulting.
Согласно исследованию компании Россия в текущем году может увеличить экспорт нефти на 5,5% — до 256 млн тонн, а в 2017 г. — до 271 млн тонн. Доходная часть бюджета РФ в 2016 г. получит дополнительно 140 млрд руб. благодаря росту экспорта нефти.
«Снижение объемов первичной переработки при растущей добыче жидких углеводородов в 2015 г. позволило переломить многолетний тренд по сокращению объемов экспорта нефти из России. В отличие от публично озвученных прогнозов Минэкономразвития России, мы ожидаем не снижения, а наоборот, роста поставок нефти за рубеж до 256 млн тонн в 2016 г. и нового рекорда в 271 млн тонн в 2017 г.», — говорится в исследовании.
Эксперты VYGON Consulting считают, что большая часть объемов дополнительного экспорта нефти пойдет в европейском направлении, оказывая дальнейшее негативное влияние на дифференциал Urals к маркерному Brent.
Стоит отметить, что эти данные несколько противоречат прогнозу Минэкономразвития. Так, чиновники ожидают, что в нынешнем году произойдет снижение экспорта нефти на 0,6% — с 244,5 млн до 243 млн тонн.
Налоговый маневр
Еще один интересный вывод VYGON Consulting касается налогового маневра. По мнению экспертов компании, налоговый маневр показал свою эффективность для бюджета, позволив уменьшить потери от снижения нефтяных цен на 10% (217 млрд руб.), при этом нефтяные компании также не проиграли из-за девальвации рубля.
В 2016 г. в действие была введена новая классификация запасов углеводородного сырья, учитывающая экономику разработки. Переходный период для пересмотра проектных документов и «вычищения» государственного баланса запасов займет около шести лет. «В результате органы государственной власти получат реальный инструмент для оценки экономической эффективности проектов разработки месторождений, который позволит упорядочить решения, в том числе в области рационального недропользования и в фискальной сфере», — говорится в исследовании.
Что касается переработки нефти, то, по прогнозам VYGON Consulting, она снизится в 2016 г. до 274 млн тонн, затем в 2017 г. возможен рост до 279 млн тонн.
«То, чего не удавалось добиться серией «налоговых маневров», в результате было обеспечено падением цен на нефть. Из-за существенного снижения уровня государственной таможенной субсидии НПЗ в 2015 г. произошло сокращение объемов первичной переработки нефти на 2,3% (8,4 млн т) по сравнению с 2014 г. Налоговый маневр смягчил убыток, который отрасль получила бы при планировавшемся введении в 2015 г. 100% пошлины на темные нефтепродукты, но в целом его влияние было невелико по сравнению с эффектом падения цен на нефть. На фоне снижения объемов первичной переработки загрузка углубляющих процессов в 2015 г. увеличилась (каталитический крекинг +1,5 млн т и гидрокрекинг +1,4 млн т)», — пишут специалисты VYGON Consulting.
Вместе с тем цена дизельного топлива в Европе, которое является одним из основных экспортируемых Россией товаров, может упасть из-за роста конкуренции. «Складываются условия для «идеального шторма» на рынке дизельного топлива, в которых российские экспортеры будут сталкиваться с серьезными проблемами по «пристраиванию» дополнительных объемов на рынке. Это приведет к дальнейшему снижению экспортных цен на дизтопливо, что существенно подорвет экономическую эффективность проектов «дизельной» модернизации российской нефтеперерабатывающей отрасли», — говорится в исследовании.
Эксперты полагают, что падение внутреннего спроса на дизтопливо в 20162017 гг. достигнет 3,7-3,8% в год, в том числе из-за сокращения активности в перевозках и использовании внедорожной техники. Сильнее всего сократится производство суррогатов дизельного топлива — до 5,3 млн тонн в 2016 г. и до 3,4 млн тонн в 2017 г. Вертикально-интегрированные нефтяные компании, наоборот, могут увеличить продажи товарного дизтоплива на 7% в текущем году и 2% в следующем, отыграв тем самым потерянную ранее долю рынка.
В исследовании также говорится, что потребление автобензина в России в 2015 г. снизилось впервые с начала 2000-х гг. (на 1,3% по отношению к 2014 г.) и составило 35,4 млн тонн.
«Отсутствие оптимистичных экономических ожиданий на 2016-2017 гг. в сочетании с падением рынка новых автомобилей в 2014-2015 гг. значительно скажется на активно используемом парке. Эти факторы ускорят падение спроса на автобензин — мы ожидаем среднегодовые темпы падения потребления 3,9% в 2016-2017 гг. При этом даже заметный рост экономики за горизонтом прогнозирования сможет сделать динамику спроса на автобензин положительной с временным отставанием не менее двух лет. В результате роста производства и сокращения потребления в 2017 г. мы ожидаем увеличения экспорта автобензина до 9,1 млн тонн, что составляет уже более 20% всего выпуска», — говорится в исследовании.
По мнению экспертов, оптовая цена НПЗ составляет в среднем около 53% конечной розничной цены бензина АИ-92, а налоговая составляющая (акцизы и НДС) — в среднем около 30%. Из-за снижения цен на мировых рынках, если бы не было других составляющих в розничной цене, российский потребитель в 2015 г. стал бы платить за бензин на 9,9 руб. за литр меньше (минус 31,5% к уровню 2014 г.).
С 1 апреля 2016 г. в России скорректированы акцизы на моторное топливо — ставка на бензин 5-го класса увеличена на 34,5%, до 10 130 руб. за 1 тонну. По оценкам Vygon Consulting, это с некоторым временным лагом приведет к росту розничных цен на бензин на 7%.
Алексей Бочкарев
Источник: Финансовая газета