Качество топлива в России — приоритетный вопрос государства
В правительство РФ поступил проект постановления о порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам ОАО «Транснефть». С помощью документа Минтопэнерго рассчитывает кардинально изменить ситуацию с качеством нефтепродуктов на российском топливном рынке.
«Глубина переработки сырья и качество продуктов на российских нефтеперерабатывающих заводах давно является головной болью Минтопэнерго, — заявил аналитик Центра изучения региональных проблем Михаил Юшкевич. — На сегодня в России действует 27 крупных НПЗ со средней мощностью переработки около 10 млн тонн нефти в год и около 180 мини-НПЗ с мощностью менее 1-2 млн тонн. И если НПЗ, входящие в крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании, могут себе позволить внедрять дорогие технологии, добиваясь высокой степени переработки и качества, то значительное количество мини-НПЗ (по разным оценкам от 25% до 35%) особо себя не утруждают. Вследствие чего, вопрос с некачественным топливом в России стоит очень остро. По информации Российского топливного союза, доля суррогатного топлива на российском рынке достигает 30%. И если по статистике столичного департамента природопользования в Москве каждая четвертая иномарка выходит из строя из-за некачественного бензина, то ситуация в других российских регионах c качеством топлива еще хуже».
«Обвинять в низком качестве топлива только мини-НПЗ не совсем корректно, потому что эти заводы перерабатывают менее 3% добываемой в стране нефти. Эксперты склоняются к тому, что в значительно большей степени в плохом качестве бензина виноваты владельцы топливных баз и АЗС, которые «бодяжат» топливо, добавляя в бензины солярку или нечто с нигде не зарегистрированных и никем не учитываемых «самоваров». Для «Транснефти» давно головной болью стала ликвидация врезок в нефтепродуктопроводы в Поволжье и Дагестане. Слитая из трубы сырая нефть прямым ходом отправляется на эти самые «самовары», откуда в автоцистернах развозится по многочисленным безымянным заправкам, пояснил эксперт. — Бороться с «самоварами» и добиваться качества топлива, соответствующего евростандартам, задача государственных органов, также как и выстраивать оптимальную структуру нефтепереработки, в которой должно найтись место для всех целесообразных с экономической точки зрения нефтедобытчиков и нефтепереработчиков».
В настоящий момент в Минтопэнерго разрабатывается Генеральная схема развития нефтяной отрасли, в ближайшее время она будет внесена в правительство. Документ предусматривает существенную модернизацию существующих НПЗ, направленную на внедрение технологий более глубинной переработки сырья, а также введение в действие 9 новых НПЗ. В планах Минтопэнерго создание условий для независимых от ВИНК малых и средних нефтяных компаний для строительства заводов на основе современных технологий с глубиной переработки не менее 90%. По оценкам министерства, в ближайшие 5 лет инвестиции в нефтяную отрасль должны составить порядка 8 трлн руб. Эти средства рассчитаны с учетом инвестиций в добычу, перехода топлива на евростандарты, а также с учетом программы по утилизации попутного нефтяного газа. По мнению президента компании «Роснефть» Сергея Богданчикова, «в целом нефтеперерабатывающей отрасли России потребуется для выполнения техрегламента $20-25 млрд инвестиций в модернизацию переработки нефти». Только компании «Роснефть» для модернизации своих нефтеперерабатывающих заводов для выполнения технического регламента по переходу на выпуск автомобильного топлива стандартов Евро-4и Евро-5 требуется $ 6-7 млрд.
Постановление о доступе к системе нефтепроводов и продуктопроводов АК «Транснефть» должен исключить подключение к трубопроводам «самоваров» и изготовление суррогатного топлива. «Сейчас, пользуясь значительной разницей в налогообложении при экспорте нефти и нефтепродуктов, недобросовестные компании гонят за рубеж слегка переработанную нефть под маркой топочного мазута, — заявил член комитета Госдумы по бюджету и налогам Дмитрия Савельева. — В итоге вместо стимулирования нефтепереработки и регионы, и госказна недополучают значительную часть доходов в виде налогов».
По словам замминистра финансов РФ Сергея Шаталова, «в настоящее время экспортная пошлина на нефтепродукты значительно ниже, чем на нефть, и сегодня самый простой способ перегонки нефти — «самоваром», — позволяет добиться весьма существенного экономического результата, потому что при экспорте прибыль получается значительно более высокой». Ставки экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты будут унифицированы, заявил Шаталов, сообщает Regnum.
«От несовершенства законодательства в сфере налогообложения нефтяной отрасли страдает не одна Россия, — рассказал Юшкевич. — На днях АЗК (казахский аналог российской ФАС) внес на рассмотрение правительства предложение наложить временный запрет на экспорт нефтепродуктов. Пошлины на светлые нефтепродукты в Казахстане сегодня составляют $59,87 за тонну — значительно меньше, чем в России. Что не стимулирует экспортеров нефти поставлять продукцию на внутренний рынок. Как следствие — острейший дефицит топлива в стране. В начале августа Минэкономразвития после согласования с заинтересованными ведомствами внесло в правительство законопроект о выравнивании экспортной пошлины на светлые и темные нефтепродукты. Проект предполагает, что с 1 января 2012 года при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на светлые и темные нефтепродукты будет использовать единый коэффициент — 0,55 от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть. Сейчас ставки пошлин на светлые нефтепродукты определены на уровне 43,8% и 23,6%- для темных. Таким образом, при использовании нового коэффициента пошлина для светлых нефтепродуктов будет понижена, а для темных — повышена. Это будет способствовать росту глубины переработки нефти и, соответственно, увеличению производства светлых наиболее ценных и востребованных нефтепродуктов, считают авторы закона».
«В перспективе конкуренция на мировом топливном рынке будет только обостряться, — уверен эксперт. — Высокая цена нефти делает рентабельной разработку все более труднодоступных месторождений, а политика энергосбережения и внедрение альтернативных видов топлива ведет к торможению спроса. В этих условиях возрастает регулирующая роль государства как по выстраиванию оптимальной политики России на внешних рынках, так и по регулированию рынка внутреннего. И чем глубже будут внедряться на российском топливном рынке формальные правила и рыночные механизмы, тем это регулирование должно становится более изощренным по форме, и более жестким по результатам».