Из состава РАО «ЕЭС» выделяют первые крупные активы
Сегодня состоится второе в истории РАО «ЕЭС России» внеочередное собрание акционеров. Оба они исторические для энергохолдинга и связаны с именем Анатолия Чубайса: на первом 4 апреля 1998 года он был избран в совет директоров РАО (и затем, как известно, возглавил правление), а на сегодняшнем стартует «начало конца» реструктуризации отрасли — из состава энергохолдинга будут выделены первые крупные активы (Оптовая генерирующая компания №5 и Территориальная генерирующая компания №5, ОГК-5 и ТГК-5). Однако если в 1998 году внеочередное собрание акционеров сопровождалось многочисленными скандалами, то сейчас против никто не выступает. Ведь основные акционеры РАО — государство (владеет более 52% акций) и подконтрольный тому же государству «Газпром» (более 10% акций) — действуют согласованно. А миноритарные акционеры — портфельные инвесторы уже не боятся, что их вложения в РАО обесценятся из-за вывода активов из энергохолдинга, так как такое после многолетних скандалов кажется уже невозможным.
В эпоху правления Анатолия Чубайса в РАО внеочередного собрания акционеров добивались трижды. В июле 2000 года миноритарии во главе с Bank of New York обратились в совет директоров РАО с требованием созвать собрание для отставки г-на Чубайса. Они консолидировали, как утверждалось, голоса владельцев акций, ADR и GDR в объеме 18% уставного капитала РАО. Претензия была одна: разработанный план реструктуризации РАО не учитывал интересы акционеров, при продаже энергоактивов никакой компенсации им практически не предлагалось. Однако глава совета директоров Александр Волошин тогда, несмотря на согласие с критикой плана реформ, заявил о том, что государство проголосует в пользу г-на Чубайса. Через пару месяцев выяснилось, что в заявке миноритариев была «техническая ошибка» — фонд Hermitage Capital Management написал, что владеет 12% акций РАО, хотя на самом деле владел 0,12%. В итоге в пользу проведения внеочередного собрания акционеров высказались владельцы только 6% акций, а по закону необходимо минимум 10%.
Второй раз миноритарии РАО потребовали созвать внеочередное собрание акционеров в ноябре 2002 года. Инициировал его Александр Лебедев, владелец Национальной резервной корпорации (тогда владела около 4% акций РАО). Цель проведения собрания — защитить электроэнергетические активы в ходе реформы. Ведь при создании ОГК и ТГК, Федеральной сетевой компании, Системного оператора и других 100-процентных «дочек» РАО сами активы оказывались для энергохолдинга «внучками». А значит, они не попадали под контроль акционеров РАО, и существовала опасность вывода активов. Однако после некоторой дискуссии было решено не созывать внеочередное собрание, а вынести вопрос на очередное, которое было проведено на два месяца раньше, чем обычно.
В третий раз — в мае 2003 года — срочно созвать акционеров требовал бывший замминистра энергетики Виктор Кудрявый. Речь снова шла об отставке Анатолия Чубайса: по мнению г-на Кудрявого, контракт с председателем правления РАО был продлен незаконно, так как вопрос не выносился на суд акционеров. В ответ в РАО говорили, что в контракте есть пункт о том, что если никто из акционеров к моменту окончания срока его действия не заявит о рассмотрении вопроса о председателе правления, то контракт пролонгируется на пять лет. Г-н Кудрявый стал оспаривать продление уже после того, как оно состоялось, и суды нескольких инстанций ему отказали.
Но в четвертый раз собрание состоится. Потому что этого хочет сам г-н Чубайс. Ведь основной целью задуманной им реформы является ликвидация РАО «ЕЭС России» как головной компании и либерализация рынка электроэнергетики. А вывод из состава РАО двух крупных активов — ОГК-5 и ТГК-5 — не что иное, как пробный шар к разделению энергохолдинга, которое намечено на середину 2008 года. Об этом г-н Чубайс впервые заявил еще летом и последовательно придерживается выбранной тактики. Вчера источник Интерфакса в Минэкономразвития сообщил, что готовится положительная директива членам совета директоров РАО, представляющим государство, для голосования на внеочередном собрании акционеров.
В состав ОГК-5 входят Конаковская, Невинномысская, Рефтинская и Среднеуральская ГРЭС суммарной установленной мощностью 8,67 тыс. МВт. ТГК-5 объединяет крупные электростанции Кировской области, а также Марийской, Удмуртской и Чувашской республик суммарной установленной мощностью 2,47 тыс. МВт. РАО «ЕЭС России» принадлежит 75,03% акций ОГК-5 и около 63% акций ТГК-5. В ОГК-5 относительно крупными пакетами владеют структуры известного гринмэйлера Кеннета Дарта и бывшего члена совета директоров, главы Halcyon Advisors Дэвида Херна. В ТГК-5 стратегическим акционером, которому подконтрольны 19% акций компании, являются «Комплексные энергосистемы» Виктора Вексельберга. После выделения акционерами ОГК-5 и ТГК-5 станут нынешние акционеры РАО пропорционально своей доле.
Тем не менее выделение двух генерирующих активов из состава РАО — это еще не продажа. Как известно, в конце ноября состоялось первичное размещение ОГК-5, в результате которого доля РАО сократилась с 87,7 до 75,03%, в результате чего, как выразился г-н Чубайс, «в энергетику России были привлечены частные инвестиции в объеме 459 млн долл.». После этого был наложен полугодовой мораторий на сделки с акциями ОГК-5, принадлежащими РАО, с целью не влиять на котировки. Затем планируется продать 25% плюс одна акция ОГК-5, причем до окончания процедуры выделения. Однако дату продажи совет директоров еще не назначил. Ведь правительство пока разрешило продажу только одного крупного генерирующего актива — «Мосэнерго», да и то подконтрольному государству «Газпрому» и исключительно ради скорейших инвестиций в строительство новых электростанций, так как дефицит энергомощностей в столице является самой острой проблемой российской электроэнергетики. Относительно продажи крупных пакетов ОГК и ТГК на рынке пока согласованной позиции нет. С одной стороны, г-н Чубайс, чтобы привлечь максимум средств для инвестиций в отрасль, желает устраивать продажи на биржах и аукционах. С другой — «Газпром» ведет экспансию в электроэнергетику и переплачивать за активы явно не намерен. К тому же у него в руках есть козырь — поставки газа на электростанции. И на блокпакет ОГК-5 газовый монополист претендует. По информации «Времени новостей», в «Газпроме» весьма недовольны тем, что в рамках ноябрьского IPO концерну досталось всего около 1% акций ОГК-5 — пришлось конкурировать с Fortum, ЕБРР, Внешэкономбанком и др.
Впрочем, так или иначе, в ходе выделения ОГК-5 из РАО государство может потерять контроль над этим активом. Если РАО не продаст до окончания этой процедуры блокпакет, то государство напрямую будет владеть 39,5% акций ОГК-5, а через «Газпром» (владеет 10,5% акций РАО) — чуть менее 9% акций (с учетом покупки в ходе IPO). Но вполне возможно, всплеск котировок после IPO (вчера был установлен очередной рекорд — 11,2 цента за акцию, 1 ноября, в первый день после размещения, — 9,45 цента) был обусловлен как раз скупкой бумаг ОГК-5 структурами газового монополиста. Исходя из вчерашних котировок в РТС цена вопроса — почти 60 млн долл. за 1,5% акций генкомпании. Но если же РАО продаст блокпакет акций ОГК-5 и «Газпром» не купит его или купит не целиком, то государство напрямую будет контролировать лишь 26% акций генерирующей компании, а через «Газпром» — не менее 6,3%.
Так что очевидно, что дискуссия о продаже энергетических активов еще продолжится и будет весьма непростой для всех заинтересованных сторон. Но, как надеется Анатолий Чубайс, процесс реструктуризации РАО, в результате которого головная компания будет ликвидирована, скорее всего уже необратим. Что по этому поводу думает государство, будет известно, надо полагать, либо непосредственно перед выборами президента страны, либо после них. По материалам «Ведомостей недели».