«Исламское государство» хочет стать нефтяным
«Исламское государство» (ИГ) развернуло наступление на крупнейшие нефтяные месторождения Ливии. Ливийская нефтяная госкомпания объявила вчера о вынужденном прекращении работы 11 месторождений, предупредив: в ближайшее время добыча может быть полностью парализована. Мировое сообщество может предложить Ливии пока лишь моральную поддержку.
Государственная нефтяная компания Ливии — одной из самых богатых углеводородами африканских стран — вчера разместила на своем веб-сайте сообщение, что она больше не в состоянии обеспечивать безопасность 11 нефтяных месторождений в центре страны, расположенных неподалеку от основных нефтеналивных портов Эс-Сидер и Рас-Лануф. В компании предупредили: если ситуация с безопасностью не улучшится, нефтяная отрасль, сконцентрированная в этом регионе, может быть полностью парализована.
Месторождения в центральной части страны оспаривают несколько сил: боевики группировки «Рассвет Ливии», воюющие на стороне базирующегося в Триполи правительства исламистов, армия признанного в мире светского правительства, заседающего в Тобруке на востоке страны, а также многочисленные исламистские формирования, чьи лидеры в последнее время все чаще присягают на верность ИГ.
В результате боевых действий нефтедобыча в Ливии сократилась вчетверо по сравнению с 2011 годом, когда началась операция НАТО против сил Муамара Каддафи. Сейчас в стране добывается всего 400 тыс. баррелей ежедневно. В результате последнего наступления исламистов под удар попали западные компании: месторождения Бахи, Дахра и Мабрук разрабатывались совместными предприятиями Ливии и французской Total, а также американскими Marathon Oil Corp., Hess Corp. и ConocoPhillips. Инфраструктуре Мабрука — одного из богатейших месторождений страны, которое ранее давало около 40 тыс. баррелей в день, был нанесен наибольший ущерб.
Вчера светское правительство Абдаллы Абдуррахмана ат-Тани обратилось в Совбез ООН с просьбой снять оружейное эмбарго, которое было введено в отношении Триполи в 2011 году. Ливийские власти заявили, что нуждаются в десятках истребителей и танков «для борьбы с ИГ». Многие члены СБ ООН, в числе которых и Россия, впрочем, осторожно относятся к идее снятия эмбарго и вооружения сторон ливийского конфликта. Особенно до тех пор, пока не сформировано правительство национального единства, переговоры о создании которого идут в Алжире и Марокко при посредничестве ООН. Вчера в Марокко стартовал очередной раунд, в ходе которого политические силы Ливии пытаются договориться о формировании общенационального правительства. На фоне непрекращающихся боевых действий их шансы на успех крайне малы.
О необходимости урегулирования ситуации в Ливии «в приоритетном порядке» заявил вчера в Москве и премьер Италии Маттео Ренци (см. материал на этой стр.). По его словам, мировые державы незаслуженно обходят вниманием эту тему. Ренци призвал Россию помочь урегулированию конфликта — «в том числе учитывая ее исторические связи с Египтом».
Египет был упомянут неслучайно. Именно Каир сегодня наиболее активно вовлечен в ливийский конфликт. Его авиация за последние недели нанесла серию ударов по позициям исламистов, но Египет призывает и другие страны присоединиться к его усилиям. Глава египетского МИДа Самех Шукри во время визита в Москву на прошлой неделе попросил РФ поддержать внесенную Каиром в СБ ООН резолюцию, предполагающую создание международной коалиции для борьбы с радикальными группировками в Ливии. На пресс-конференции по итогам визита министр, впрочем, признал: о более активном участии внешних сил в ливийском конфликте речь пока не идет.