Иран давно уже плевал на санкции, а на нефть еще никто не плюнул
МАГАТЭ принял в четверг решение о сокращении объемов технической помощи Ирану в соответствии с требованиями резолюции 1737 Совета Безопасности ООН. В частности, речь идет о замораживании 22 из 55 проектов технической помощи Ирану, которые были одобрены в ноябре 2006 г. Заблокированные проекты касаются, прежде всего, сферы развития атомной энергетики, а также технологии и мер безопасности в области производства ядерного топлива. Проекты, касающиеся использования атомной энергии для создания новых медицинских препаратов и производства изотопов для нужд медицины, сельского хозяйства и иных сугубо гражданских целей, были оставлены в общем списке.
В свою очередь представитель Ирана при МАГАТЭ Али Асгар Султания заявил, что сокращение технической помощи никак не повлияет на иранскую программу обогащения урана. Иранский дипломат подчеркнул, что «впервые в истории авторитет этой международной организации пострадал». «Профессионализм и беспристрастность МАГАТЭ не должны подвергаться ущербу под влиянием политической мотивации Совета Безопасности ООН, который стремится диктовать свои условия агентству», — добавил он.
Совбез ООН не принял новые санкции против Ирана, только потому, что Москва и Пекин наложили вето на этот законопроект. Резолюция должна будет запретить иранским чиновникам и специалистам в ядерной сфере зарубежные поездки, а также приостановить с Тегераном торговые и финансовые отношения. Кроме того, предлагается заморозить зарубежные счета организации «Стражи исламской революции». Россия в отличие от США и их союзников считает, что санкции против Ирана не должны носить карательный характер, и СБ ООН не должен подменять Международное агентство по атомной энергии, а должен помочь ему разрешить оставшиеся вопросы к ядерной программе Ирана.
Тегеран пока держится спокойно. Введение санкций может и не отразится на внутренней ситуации в Иране. После того как в этой стране победила Исламская революция, 27 лет назад, здесь привыкли к различным санкциям со стороны международного сообщества в сфере экономики и политики. Но прогресс в сфере добычи нефти позволяет Ирану держаться на плаву и покрывать потребности внутри государства. Чего не скажешь о Европе, внутренние нефтяные рынки которой могут серьезно пострадать, если санкции все же будут реализованы.
Вопреки решению ОПЕК не сокращать квоту по добыче нефти, Иран и Венесуэла, которая поддерживает Тегеран в этом вопросе, все же пойдут на снижение добычи, что вызовет непредсказуемый скачок цен на нефть. Эксперты предполагают, что в этот момент цена может зашкалить за 100 долларов за баррель. Если Америка готова брать черное топливо по такой стоимости, то в Европе, которая постоянно говорит о своей энергобезопасности, на такой расклад дел смотрят с опасением.
Новые санкции СБ против Ирана пока не введены, а МАГАТЭ свои еще может отозвать. Вопрос в том, чьи интересы сегодня представляет агентство: США, Европы или ООН. Пока видно, что международная организация в области атомной энергии свои прямые обязанности не выполняет, а встает на сторону американцев. И будет вполне логичным, если эксперты МАГАТЭ все-таки найдут в Иране доказательства, свидетельствующие о создании ядерного оружия, после того, как Тегеран добровольно откроет двери для проверки реализации своей атомной программы. Так уже было в Ираке. Это единственный способ развязать войну. Если Евросоюз опомнится и последует примеру Китая, который также заинтересован в иранской нефти, ядерную проблему Тегерана можно будет повернуть в мирное русло и решить дипломатическим путем. А МАГАТЭ будет работать в рамках требований ООН.