Ирак может сорвать заморозку добычи
Во время последней встречи ОПЕК с Россией в апреле, когда обсуждалось возможная заморозка объемов добычи нефти, Саудовская Аравия отказалась заключать соглашение, так как Иран тоже отказался не замораживать добычу.
На этот раз обе страны могут оказаться более сговорчивыми. Камнем преткновения, скорее всего, окажется Ирак.
Члены ОПЕК планируют провести неофициальное совещание в Алжире в конце сентября, на котором вновь будет поднят вопрос о возможном замораживании добычи. В апреле саудовцы отказались сокращать производство, если Иран не сделает то же самое. Иран, разумеется, отказался, так как стремился нарастить производство после снятия санкций, и Саудовская Аравия предпочла не подписывать соглашение.
Сейчас все изменилось. Производство в Саудовской Аравии выросло, достигнув рекордных 10,67 млн баррелей в день в прошлом месяце, согласно официальным данным. Это почти на 450 тыс. баррелей выше уровня в январе. Королевство если и согласится сохранить производство на этой отметке, то это будет временно. В конце концов, в сентябре, на фоне сезонных факторов, внутренний спрос вновь начнет падать. Поэтому провести замораживание производства на максимальной сезонной отметке гораздо более привлекательная перспектива, чем сделать это на минимальной отметке.
Объем производства Ирана вырос слишком сильно, сейчас он почти на досанкционном уровне. Тегеран заявил, что рассматривать возможность замораживания до полного восстановления не намерен.
Иран восстановил объем добычи на 800 тыс. баррелей в сутки с начала года – среднего уровня 2011 г. К концу сентября Иран намерен достичь планки в 4 млн баррелей. И если производство достигает максимальной отметки, его рост может продолжаться без значительных инвестиций. В таком случае, вполне возможно, Иран и согласится на замораживание.
Сейчас же, скорее всего, Ирак предпочтет повременить. Практически первым шагом нового министра нефти Джаббара аль-Луаиби было попросить нефтяные компании на юге страны, в том числе BP, Shell, «ЛУКойл» и CNPC, представить планы расходов и увеличить добычу. Мгновенных результатов ждать не стоит.
Нигерия, скорее всего, также будет отказываться провести заморозку добычи на нынешнем уровне, который сократился примерно на 500 тыс. баррелей с января из-за диверсии в районе дельты реки Нигер. Временное соглашение о прекращении огня от группы боевиков в дельте реки Нигер, которые взяли на себя ответственность за большинство терактов, может позволить компании восстановить часть этого производства.
Россия, кажется, также опасается повторения ситуации в апреле. И «играть» она теперь будет аккуратнее. Это не помешает другим членам ОПЕК продолжать продвигать идею о заморозке. Также это не будет препятствовать резкому скачку цен на нефть при любом намеке на заключение соглашения, независимо от того, насколько абсурдным бы это не выглядело. Будет опрометчивым ожидать, что в сентябре ОПЕК и Россия вдруг достигнут надежного соглашения.