Иностранные топ-менеджеры в российских нефтегазовых компаниях имеют слишком мало голосов, чтобы оказывать существенное влияние на политику компаний

Вчера премьер Михаил Фрадков вновь заступился за российские недра. Глава правительства опасается, что некий загадочный британец может скупать крупные пакеты акций российских нефтегазовых компаний в пользу иностранных государств. Эксперты опасения премьер-министра не разделяют.

Премьер-министра России Михаила Фрадкова не слишком устраивает редакция готовящегося закона об ограничении доступа иностранцев к стратегическим предприятиям, который обязывает их согласовывать покупку контрольных пакетов акций таких компаний. «Сейчас у нас начинает потихонечку практиковаться привлечение иностранных менеджеров в российские компании, в том числе стратегические, а то и в советы директоров крупных наших государственных компаний, которые начинают оперировать от имени Российской Федерации, – посетовал премьер на заседании правительства в среду. – Вот есть господин Х, гражданин, скажем, Великобритании, член совета директоров одной из наших крупнейших стратегических компаний. Рано или поздно он свой преференциальный режим использует, чтобы приобрести часть акций компании. Но он гражданин иностранного государства! И по новому закону, мы его на правительственном уровне остановить сможем, лишь когда он приобретет 50% уважаемой всеми государственной российской компании».

«Что следует из этого примера?» – не понял премьера глава Минпромэнерго Виктор Христенко.
«Ничего, к слову, – загадочно продолжил Фрадков. – Этот X нам известен. А работает ли он на государство? Как в американских фильмах говорят: «Я работаю на государство, только этого никто не знает».

«Я в данном примере не уловил ничего такого, что придавало бы остроту», – по-прежнему не понимал Христенко. «Ну жалко просто отдавать 50% компании, которая 80 лет формировалась здесь, только в этой стране, иностранцу, который пришел сюда и рассказывает, что он лучший менеджер в этой сфере! У нас что, мало таких? Что ж мы лопухи-то такие!» – наконец выдал суть своих опасений премьер.

Явно, этот самый английский мистер Х чем-то сильно не нравился российскому премьеру. «Будь я на месте этого англичанина, хотя я на его месте никогда не буду, я бы купил 49% и довольствовался бы, – сказал премьер. – Даже не 49%, а 37,5%. И получал бы прибыль. Это же миллиарды».

Заявления второго лица в государстве редко остаются без внимания. «Газета.Ru» попыталась найти этого таинственного англичанина среди топ-менеджеров крупнейших российских нефтегазовых компаний. В совете директоров «Газпрома» нашелся только один иностранец – немец Бергманн Буркхард, председатель правления E.ON Ruhrgas AG, член правления E.ON AG. В совете директоров «ЛУКОЙЛа» единственный иностранный топ-менеджер – Ричард Х. Мацке, вице-председатель совета директоров компании Chevron Corporation, ChevronTexaco Corporation (2000–2002) – американец. У «Сургутнефтегаза» иностранных топ-менеджеров нет вообще. В «Роснефти» единственный иностранец с фамилией, имеющей отношение к Великобритании, – это Питер Ллойд О`Брайен, вице-президент компании, отвечающий за проекты стратегического инвестирования, но и он американец.
Остается только ТНК-ВР с ее британскими акционерами, владеющими 50% в объединенной компании.

Однако до подписания законопроекта о доступе иностранцев к стратегическим предприятиям у компании нет однозначного понимания, что будет входить в понятие «иностранный акционер» и сможет ли российско-британский холдинг претендовать на стратегические месторождения, пояснили «Газете.Ru» в ТНК-ВР.

Аналитики сомневаются, что иностранные топ-менеджеры, представляющие интересы миноритариев в крупных российских компаниях, могут влиять на политику последних.

«Иностранные топ-менеджеры в российских нефтегазовых компаниях имеют слишком мало голосов, чтобы оказывать существенное влияние на политику компаний», – отмечает аналитик Rye, Man & Gor Securities Константин Черепанов.

«Иностранные члены совета директоров «ЛУКОЙЛа» и «Роснефти» оказывают влияние не более, чем миноритарии, и не определяют развитие компаний», – соглашается аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. Иностранные партнеры также берут на себя риски в проектах и облегчают доступ к зарубежным финансовым ресурсам.

Потенциальная возможность иностранцев через подставные и офшорные фирмы получить контроль над стратегическими компаниями представляется специалистам довольно призрачной. По их словам, фирмы, допускаемые к подобным аукционам, должны проверяться очень тщательно, и действовать через подставные организации – это очень большой риск, — пишет «Газета.ру».

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
США ввели санкции против «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти»
США объявили о самых существенных санкциях против энергетики России
США ввели санкции против «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» (Видео)
США ввели масштабные санкции против российских нефтегазовых компаний и их топ-менеджеров.