Индия разыгрывает углеводородную партию в Сибири
Китай традиционно считается в Сибири наиболее заинтересованным зарубежным игроком. Однако новая серия нефтяных сделок показала, что Индия намерена посоревноваться с КНР в этом регионе.
Договоры, подписанные «Роснефтью» и нефтяными госкомпаниями Индии, существенно увеличивают долю последней в двух активах, напрямую связанных с трубопроводом ВСТО. По маршруту Восточная Сибирь – Тихий океан сырая нефть идет в основном в Китай, который на данный момент является крупнейшим покупателем российской нефти.
Однако на мировой арене Индия начинает претендовать на роль главного центра спроса на углеводороды. В среднем прогноз по росту ВВП Индии на текущий год варьируется от 7% до 7,3%. Цель Компартии КНР – от 6,5% до 7% максимум. Индийский премьер Нарендра Моди сделал энергетическую безопасность национальным приоритетом. Индия на 80% удовлетворяет потребность в нефти за счет импорта. Сибирские месторождение расположены относительно недалеко: по крайней мере нефть не надо везти через океан. Наращивание закупок имеет экономический смысл.
По мнению Судхира Васудевы, несколько лет возглавлявшего госкомпанию ONGC, энергобезопасность – это необязательно нефть и газ прямо на территории Индии. Достаточно иметь надежные бесперебойные каналы поставок, и желательно по суше.
Группа из трех индийских компаний с госучастием приобретет 29,9% в ОАО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». Сделка масштабная, ее закрытие ожидается в сентябре. «Роснефть» также предложила консорциуму из Индии 23,9% в АО «Ванкорнефть» и еще 11% в этом же проекте ONGC, не входящей в упомянутый консорциум. ONGC уже контролирует 15% в результате сделки стоимостью $1,27 млрд, закрытой в сентябре прошлого года. Если все предложения будут приняты покупателями, доля четырех индийских компаний во втором крупнейшем нефтяном проекте России составит 49,9%.
Западные эксперты считают, что Россия преследует две цели: увеличить продажи, несмотря на мировой избыток предложения, и отвоевать долю рынка Азии. Логика в этом есть: той же Индии удобнее качать нефть по трубопроводу, чем ждать танкеры из Саудовской Аравии. ONGC уже официально заявила о том, что собирается изучить варианты долгосрочных соглашений о поставках совместно с «Роснефтью».
Более мелкие конкуренты гигантской ONGC действуют расторопнее. Например, у индийской Essar Oil уже подписан договор с «Роснефтью». Поставки должны начаться в текущем году и составить 10 млн тонн в год, или 200 тыс. баррелей в день.
В настоящий момент Индия импортирует 60% нефти с Ближнего Востока. Однако кабинет Нарендры Моди отлично видит, что геополитические риски в этом регионе растут чуть ли не в геометрической прогрессии, в связи с чем и разрабатывается стратегия диверсификации. Один из ее важных пунктов – укрепление торговых отношений с Россией. Похоже, активные индийцы, которым не надо долго и упорно обсуждать каждую сделку во всех эшелонах Компартии, решили обойти китайских конкурентов в погоне за сибирской нефтью. Возможный избыток российских углеводородов Индию не пугает. Например, ONGC уже сейчас выгодно перепродает сахалинский сорт нефти «Сокол» японцам.
Клепач: если индийцы начнут ездить на машинах, баррель взлетит
Пока большинство экспертов обращает внимание на негативные факторы, способные обрушить нефть, заместитель председателя Внешэкономбанка Андрей Клепач обращает внимание на один любопытный аспект: Китай до сих пор не газифицировал свои деревни, а Индия не пересадила своих граждан на автомобили. Если это произойдет, энергоносители резко подорожают.