Государственный переворот
Первая майская неделя кардинально изменила расклад на российском нефтяном рынке. Лидером по объемам добычи стала государственная «Роснефть», которая, купив томские активы ЮКОСа, потеснила ЛУКОЙЛ. Очевидно, что если намеченный на 10 мая аукцион по продаже самарских активов ЮКОСа также выиграет государственная компания, то ее отрыв от прежнего лидера станет существенным — годовая добыча «Роснефти» по итогам этого года, как ожидается, в этом случае составит более 113 млн тонн, а ЛУКОЙЛа — 100 млн тонн. Таким образом, Россия сделает очередной шаг по пути большинства арабских нефтедобывающих стран, в которых ведущую роль в сырьевом секторе играют национальные корпорации, сообщает «Время новостей«.
В ЛУКОЙЛе, впрочем, еще в 2005 году смирились с тем, что потеряют лидерство. Представитель компании тогда говорил «Времени новостей», что «быть на первом месте по добыче не самоцель». ЛУКОЙЛ, по его словам, будет добывать столько, сколько записано в его стратегии, пусть это и окажется меньше «Роснефти». Ведь для компании главное — это стабильность в работе и максимальная выгода для акционеров. Впрочем, компания Вагита Алекперова, как считается, также поучаствовала 3 мая в распродаже активов ЮКОСа и приобрела южные предприятия.
О своих притязаниях стать крупнейшей нефтяной компанией России «Роснефть» объявила в 2005 году. Ее президент Сергей Богданчиков на свое 48-летие был приглашен в Ново-Огарево, где Владимир Путин, поздравляя его с праздником, интересовался планами по развитию «Роснефти». «Думаю, вы будете развиваться активно, но монополию мы здесь создавать не собираемся. Рассчитываю, что и другие компании тоже будут активно развиваться», — говорил президент страны. «Владимир Владимирович, у нас нормальная конкурентная борьба, — отвечал на это г-н Богданчиков. — Я вам сейчас покажу, где мы находимся на сегодняшний день (10 августа 2005 года. — Ред.) и куда мы движемся. По добыче нефти среди российских нефтяных компаний «Роснефть» находится, вы видите, после ЛУКОЙЛа. Мы ставим задачу в 2007-2008 году выйти на первое место. Так что компаний много, и каждая имеет право развивать свои проекты, инвестировать. Среди компаний мирового сектора мы находимся на сегодня вот здесь (показывая на графике. — Ред.) с добычей в 75 млн тонн в этом году. Планируем к 2010 году выйти на добычу 104 млн тонн, к 2015-му — на 125-128 млн тонн».
Правда, тогда г-н Богданчиков оговаривался, что прирост будет осуществлен только за счет уже имеющихся запасов, то есть без учета новых покупок активов ЮКОСа. Так вот без учета томских и самарских активов банкрота «Роснефть» собиралась в этом году добыть только 92 млн тонн нефти. «Томскнефть» прибавит к этому показателю 11,6 млн тонн, «Самаранефтегаз» (в случае покупки) — еще 9,5 млн. А учитывая, что предприятия ЮКОСа находятся далеко не в лучшей форме — например, за два последних года добыча «Самаранефтегаза» снизилась с 12,4 до 9,5 млн тонн нефти в год, — то вполне резонно ожидать от «Роснефти» значительного увеличения темпов роста производства сырья. Тем более что по результатам ежегодного аудита запасов, проведенного DeGolyer & MacNaughton по состоянию на 31 декабря 2006 года, госкомпания стала мировым лидером по доказанным запасам жидких углеводородов среди публичных нефтегазовых компаний.
Аукционы по продаже томских и южных активов ЮКОСа состоялись в один день и прошли как по нотам, не занимая более 10-15 минут каждый. В ходе торгов по томскому лоту было сделано тридцать два шага, а по южному — тридцать шесть. В каждом из аукционов участвовала «внучка» «Роснефти» «Нефть Актив». По сибирским активам конкуренцию ей составила лишь некая фирма «Юнитекс», руководство которой, по неофициальным данным, связано с Газпромбанком. В аукционе по южному лоту помимо компании «Промрегионхолдинг» (которая, как считается, связана с вице-президентом ЛУКОЙЛа Леонидом Федуном) и «внучки» «Роснефти» участвовало еще и некое ООО «Версар». Кроме того, перед началом торгов представители РФФИ отказались регистрировать еще двух участников — «Офламента трейдинг лимитед» и «Фреган Мега».
В итоге в этот день «Роснефть» приобрела «Томскнефть» с доказанными запасами в 147 млн тонн нефти и годовой добычей в 11,6 млн тонн нефти, Восточно-Сибирскую нефтегазовую компанию, владеющую лицензией на еще не освоенное Юрубчено-Тахомское месторождение, запасы которого достигают 300 млн тонн нефти, Ангарскую нефтехимическую компанию мощностью 19,2 млн тонн нефти в год, Ачинский НПЗ с объемом переработки 6,5 млн тонн в год и обширную розничную сеть из 236 заправок с объемом реализации нефтепродуктов до 2 тыс. тонн в год, расположенных на территории Сибирского федерального округа. За несколько дней до аукциона о своей заинтересованности в этих предприятиях заговорил «Газпром», который избегает официально участвовать в торгах активами ЮКОСа. Начальник департамента геологоразведки монополии Сергей Карнаухов заявил, что эти активы нужны «Газпром нефти», работающей в Томской области. Так что не исключено, что газовый концерн попытается договориться с «Роснефтью» об обмене некоторых этих активов на другие, не менее привлекательные для нефтяной госкомпании.
А вот стать владельцем южных активов ЮКОСа «Роснефть» особо не стремилась. В лот входили предприятия, потенциально интересные ЛУКОЙЛу. В первую очередь речь идет о 49,9% акций Каспийской нефтяной компании (КНК), занимающейся разведкой и разработкой нефтяных месторождений на севере Каспийского моря, в которой ЛУКОЙЛу напрямую принадлежит такой же пакет акций (оставшиеся 0,2% принадлежат «Газпрому»). В прошлом году ЛУКОЙЛ уже пытался через Московский арбитражный суд добиться исключения ЮКОСа из списка акционеров КНК на основании того, что последний с 2004 года перестал участвовать в финансировании деятельности компании. Суд, правда, встал на сторону ЮКОСа, объяснявшего ситуацию заморозкой своих счетов из-за налоговых претензий, и оставил его среди акционеров КНК. Кроме того, в начале этого года «Промрегион холдинг» стал акционером кубанских энергокомпаний, а потому ему стали интересны продаваемые ЮКОСом блокпакеты в «Кубаньэнерго», «Кубаньэнергосбыте», Кубанской генерирующей компании и Кубанских магистральных сетях. Также в южный лот вошли розничная сеть АЗС в Ставрополье и ООО «Вал Шатского».
ЛУКОЙЛ с самого начала занял двойственную позицию в отношении возможности своего участия в торгах активами ЮКОСа. В марте сразу после публикации официального объявления о формировании южного лота глава компании Вагит Алекперов сообщил, что ЛУКОЙЛу интересны эти активы и он не прочь их приобрести, однако окончательного решения об участии в аукционе компания не приняла. Но почти за неделю до начала аукциона гг. Алекперов и Федун в один голос стали говорить, что ЛУКОЙЛ на торги не пойдет, так как условия проведения аукционов, а главное — принципы допуска участников являются «непрозрачными и непонятными». Но в итоге «Промрегион холдинг» стал участником аукциона. В ЛУКОЙЛе комментировать итоги торгов отказываются и подчеркивают, что победитель аукциона никак с компанией не связан. Однако четыре года назад, когда «Промрегион холдинг» только создавался, участники рынка уже указывали на то, что в уставный капитал холдинга были внесены порядка 0,9% акций ЛУКОЙЛа, а все операции «Промрегиона» проводятся через инвестиционную группу ИФД «Капитал», в которой г-н Федун является главой совета директоров.
В «Роснефти» переуступку победы в этом аукционе деликатно объясняют слишком высокой ценой, установленной в ходе торгов. Однако, скорее всего, южные активы не очень нужны «Роснефти», ведь их основу составляют электроэнергетические предприятия, а госкомпания этим видом деятельности практически не занимается.
Зато «Роснефть» готовится к торгам по самарской группе предприятий ЮКОСа. Торги должны пройти 10 мая. На них «Роснефть», судя по всему, так же не собирается допускать конкурентов, чтобы сильно не разгонять цену покупки. Тем более что пока она ничего не получила от ЮКОСа как его кредитор. Ранее конкурсный управляющий Эдуард Ребгун сообщал, что рассматривает возможность выплаты кредиторам денег, полученных от продажи имущества банкрота, сразу после проведения первых двух аукционов. Но, несмотря на то, что эти деньги уже поступили в конкурсную массу, распределять средства между кредиторами пока никто не спешит. «Окончательного решения о распределении средств еще не принято, думаю, этот вопрос может быть решен в течение следующих двух-трех недель, — прокомментировал «Времени новостей» ситуацию пресс-секретарь управляющего Николай Лашкевич. — Аукционы пока идут, и с точки зрения законодательства у нас есть еще достаточно много времени на проработку этого вопроса». С чем связано изменение политики, в штабе г-на Ребгуна не объясняют. Но на прошлой неделе деньгами, вырученными от распродажи имущества ЮКОСа, заинтересовался президент России Владимир Путин, предложивший в своем Послании Федеральному собранию использовать их на нужды ЖКХ. Вполне возможно, государство решило получить причитающиеся ему средства — 430 млрд руб. — одним траншем.