Глобальное потепление угрожает нефтегазовой отрасли

Почти вся добыча российской нефти и газа ведется в регионах вечной мерзлоты, которая тает из-за глобального потепления. О последствиях для нефтегазовой отрасли, в материале DW.

По мнению многих климатологов, обязательства по сокращению объема выбросов парниковых газов до 2030 года, которые Россия взяла на себя в рамках подготовки нового соглашения по климату на Конференции ООН в Париже, довольно скромные. Власти страны пообещали в ближайшие пятнадцать лет довести уровень выбросов всего до 70 процентов по сравнению с базовым 1990 годом.

Между тем сокращение выбросов, которое, как надеются ученые, должно сдержать глобальное потепление, имеет для России решающее значение. Ведь от изменения климата серьезно страдает арктический регион, где сосредоточена основная часть российских проектов по добыче нефти и газа.

Что происходит с вечной мерзлотой

По оценкам ученых, в зоне вечной мерзлоты находится 65 процентов российской территории от Мурманской области на северо-западе до Камчатского края на востоке. На эти регионы приходится около 93 процентов добычи российского газа и 75 процентов добычи нефти, говорится в оценочном отчете о последствиях изменения климата в районах многолетней мерзлоты, подготовленном для Greenpeace учеными из России, Норвегии и США. В одной только Сибири протяженность трубопроводов, согласно отчету, превышает 350 тысяч километров.

Добыча газа в Сибири

Почти вся добыча нефти и газа ведется в регионах вечной мерзлоты

 

В последние двадцать лет эта инфраструктура подвергается возросшему риску аварий, который во многом связан с изменением климата. В связи с глобальным потеплением температура верхнего слоя вечной мерзлоты неуклонно повышается, отмечают авторы отчета. Это приводит к проседанию грунта, в который забиты сваи трубопроводов.

Глубина залегания свай рассчитана на определенный уровень летнего промерзания грунта, рассказывает руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров. Например, летом грунт протаивает на один метр, а свая залегает на два, пояснил он в интервью DW. Однако в связи с деградацией вечной мерзлоты грунт начинает протаивать не на один метр, а на два, и теряет устойчивость, — объяснил эксперт.

Цена глобального потепления

Это приводит к многочисленным авариям и повреждениям нефтегазовой инфраструктуры, число которых, согласно отчету Greenpeace, за последние двадцать лет возросло. Каждый год на нефте- и газопроводах в Западной Сибири происходит около 35 тысяч аварий, из них 21 процент — следствие деформаций и механических воздействий, приводят статистику авторы отчета.

Подснежник

Теплые зимы в Европе сказываются на объемах экспорта российского газа

 

«В результате мы получаем реальную экономическую стоимость изменения климата в России», — говорит Владимир Чупров. Согласно отчету Greenpeace, подготовленному в 2009 году, уже тогда на поддержание работоспособности трубопроводов в районах вечной мерзлоты в России ежегодно уходило 55 млрд рублей. Сегодня эта сумма может исчисляться миллиардами долларов ежегодно, говорит Чупров, добавляя, что даже для обеспеченных нефтяных и газовых компаний она довольно большая.

Сами добывающие компании учитывают риски, связанные с изменением климата. В одном из отчетов «НОВАТЭКа» по устойчивому развитию, например, говорится, что эти риски для компании существенны. «В случае даже незначительного повышения температуры высока вероятность растепления грунтов, что может привести к частичному повреждению инфраструктуры производственных объектов, авариям и отказам на трубопроводном транспорте, потере устойчивости фундаментов или затоплению объектов», — отмечают в компании.

Риски для экспорта?

По словам директора Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов в Высшей школе экономики Георгия Сафонова, в ближайшие десять лет связанные с изменением климата риски для инфраструктуры в регионах вечной мерзлоты будут только возрастать. «Таяние вечной мерзлоты означает угрозу всей энергосистеме и экспорту газа и нефти», — полагает он. По словам эксперта, возраст многих инфраструктурных объектов в этих регионах — 40-50 лет, и в процессе их строительства новые риски, связанные с изменением климата, не учитывались.

Теперь возможные аварии можно предотвратить, увеличивая длину свай, на которых строится инфраструктура, говорит Владимир Чупров из «Гринпис России». Добывающие компании также используют специальные технологии с применением аммиака, который закачивается в трубу и создает вокруг нее зону холода и льда, добавляет он.

Угрожает ли изменение климата добыче нефти и газа и экспортному потенциалу российских компаний? Это будет зависеть от того, насколько успешно они будут подстраиваться под изменяющиеся условия и инвестировать в новые технологии, чтобы минимизировать возможное воздействие на их инфраструктуру, объяснил Чупров. «Если они будут адаптироваться эффективно, катастрофических последствий для добычи и экспорта можно будет избежать», — полагает он.

Последствия уже есть

И все же глобальное потепление уже сказывается на объемах добычи и потребления российского газа, подчеркивает аналитик по нефти и газу в Sberbank CIB Валерий Нестеров. Теплые зимы, которые стоят в Европе уже не один год, не оправдывают надежды «Газпрома» на то, что удастся увеличить экспорт, объясняет он.

Это касается спроса на газ и на российском рынке: здесь спад связан не только с экономическими проблемами, но и с более теплой погодой. В результате для отопления россиянам требуется меньше газа, резюмировал эксперт.

dw.com

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Российская нефть вновь начала поступать в Белоруссию (Видео)
Возобновление поставок нефти из России в Белоруссию по нефтепроводу «Дружба» произошло в субботу. Об этом сообщает госагентство Белта.
В Словакии раскритиковали идею Зеленского по транзиту российского газа (Видео)
Против антироссийских санкций выступили и в Братиславе. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо назвал ограничения ЕС в отношении атомной энергетики неприемлемыми и пригрозил их заблокировать.