Герман Греф возможный кандидат на смену Дмитрию Медведеву
Герман Греф, выдвинувший недавно идею о создании центра управления реформами при правительстве, может вернуться в кабмин и даже получить пост премьер-министра. Но и должность главного реформатора, если таковое ведомство все же создадут, позволит Грефу эффективно продвигать идеи, которые он выдвигал будучи министром экономического развития и успешно реализовал в Сбербанке.
Выступление Германа Грефа на совещании у Владимира Путина с пакетом предложений по реформе системы госуправления породило волну слухов в министерствах и ведомствах. «Греф и так постоянно фигурирует в разных неофициальных списках как возможный кандидат на смену Дмитрию Медведеву, а тут такой повод», — говорит правительственный чиновник.
Возможное «второе пришествие Грефа» (в 2000–2007 годах он работал министром экономического развития) все воспринимают по-разному.
Кто-то видит в нем конкурента, кто-то не любит либералов, но почти все отмечают, что он хороший менеджер, а главное, готов продвигать реформы.
Сегодня это крайне необходимо, поскольку экономика находится в состоянии рецессии, внешние факторы в виде санкций оказывают негативное влияние, а внутренних стимулов для развития правительство создать никак не может.
Центр реформ в правительстве
Тему неэффективного госуправления Греф публично поднял не впервые. Выступая на инвестфоруме «Россия зовет» в октябре прошлого года, Греф заявил: «У нас немыслимые издержки по части качества госуправления. В эту гигантскую мельницу сколько ни подавай зерна, муки не получишь. Пять триллионов за пять лет выделили на федеральные целевые программы — и чего достигли?»
«Я сам готов налогов платить больше и отправлять эти деньги туда, где они превращаются в нечто эффективное для нашего общества. Но проблема в том, что никто не верит в то, что будет создано нечто эффективное. Давайте это обсуждать, как можно механизм госуправления сделать более компактным и эффективным», — заключил тогда глава банка.
Инвестор Давид Якобашвили уверен, что создание единого центра генерирования решений, предложенное Грефом президенту, — хорошая идея. «Сейчас остро чувствуется нехватка подобной площадки, где представители бизнеса, банковской сферы, госучреждений могли бы обсудить с властью свои предложения, договориться. Сейчас подобные встречи вроде тоже происходят, но почему-то благие намерения так и не претворяются в жизнь. Наоборот, бизнес прижимают, как будто в экономике все хорошо, а российский бюджет раз в пять больше американского», — сетует он.
Правда, есть опасения, что работа параллельного органа власти может плохо коррелировать с работой правительства в целом. «Для проведения структурных реформ, конечно, можно создавать внешний по отношению к правительству центр для их проведения. Но может возникнуть ситуация, когда операционная деятельность правительства будет оторвана от структурных реформ. Реформа пойдет сама по себе, а текущая деятельность правительства — сама по себе», — опасается экс-заместитель министра экономического развития, главный экономист Внешэкономбанка Андрей Клепач.
При наличии другого органа принятия решений исполнители останутся прежними; «впрочем, возможно, у Грефа есть ответ на вопрос, что с этим делать», рассуждает председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин.
Многое будет зависеть от решимости Грефа идти до конца в претворении своих идей в жизнь, а он уже доказал, что вполне на это способен. И первый шаг — публичная презентация программы президенту — уже сделан.
Остается ждать продолжения. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что идея Германа Грефа обсуждается, при этом дедлайна обсуждения нет. «На кону много предложений, пока рано говорить, какие из них могут получить развитие», — говорит Песков.
Часть предпринимательского сообщества и чиновников полагают, что президенту стоит прислушаться к Грефу, но не создавать центр реформ, а назначить главу Сбербанка премьер-министром и выдать ему мандат на проведение реформ не просто в качестве еще одного министра, а главы правительства.
Что делать — Греф понимает; опыт и менеджерские навыки у него отличные, равно как и знание бюрократической системы. К тому же, проработав в Сбербанке, проведя сотни заседаний кредитных комитетов, он еще и хорошо представляет себе положение дел в реальном секторе экономике, кому нужно и кому нельзя выдавать кредиты, говорит один из собеседников «Газеты.Ru». А эффективность распределения государственных средств сейчас важна как никогда.
Реформаторский опыт
Высокопоставленный сотрудник Минэкономразвития, поработавший с несколькими министрами, полагает, что Герман Греф был больше других «нацелен на разного рода инновации и реформы». По признанию многих чиновников и экспертов, программа социально-экономического развития, которую написал Центр стратегических разработок под руководством Грефа в 2000 году для Владимира Путина, была лучшей программой либеральных реформ из всех, что были продекларированы властями.
Впрочем, по признанию самого Германа Оскаровича, тогда реализовать удалось около половины планов. Некоторые особо либеральные идеи вообще остались только идеями. Например, даже Владимир Путин выступил против предложения разделить «Газпром» на две компании — добывающую и газотранспортную. Зато выстрелили более нейтральные инициативы, которые он поддерживал, например, создание льготного режима для зарубежных автопроизводителей, что позволило фактически заново построить в России целую отрасль.
«Отчасти Грефу не повезло — он руководил министерством в «тучные годы», когда цены на нефть и экономика росли быстрыми темпами (при Грефе-министре экономика росла самыми быстрыми темпами за всю новейшую российскую историю, в среднем на 7,2%. — «Газета.Ru»), и нужда в радикальных реформах быстро пропала. Но при этом он все время старался провести через правительство реальные изменения, пока позволяла ситуация.
Греф, как мне кажется, был самым последовательным из всех министров и при отстаивании своей позиции в борьбе с Минфином, который руководствовался и продолжает руководствоваться принципом «денег нет», — говорит собеседник «Газеты.Ru».
Сотрудники ведомства отмечают, правда, резкость и вспыльчивость Грефа и сетуют на то, что при нем была введена «мода» работать до ночи и по выходным. Михаил Фрадков, в бытность премьер-министром, даже «ставил на вид» за работу в неурочное время. «Заканчивайте ночные бдения, Герман Оскарович», — говорил Фрадков. У него с Грефом были вообще напряженные отношения, их диалоги были зачастую на грани фола, министр не скрывал своего раздражения начальником и его взглядами, а тот постоянно критиковал своего подчиненного за нежелание удваивать ВВП. В этой связи была произнесена крылатая фраза, обращенная к членам правительства: «Помогите Герману Оскаровичу, помогите себе».
Возможно, именно постоянная необходимость преодолевать бюрократические барьеры и отсутствие карт-бланша на реформы, подтолкнуло Грефа к тому, чтобы после отставки правительства Фрадкова осенью 2007 года уйти с госслужбы. Назначение руководителем Сбербанка стало для многих шоком, прежний его глава Андрей Казьмин (возглавил «Почту России») воспринимался почти как единственный гарант успешной работы крупнейшего финансового института страны.
Большинство наблюдателей были уверены, что Греф провалится, но сам он так не считал. «Мы должны доказать, что слоны умеют танцевать… Дайте мне время, и тогда посмотрим, кто на что способен», — говорил он.
Время показало, что экс-министр оказался прекрасным антикризисным менеджером, он сумел собрать эффективную управленческую команду, которая превратила «Сбер» из старого советского мастодонта в современный банк.
«Улучшения очень заметны. Я сам, когда бываю в Сбербанке, вижу эти перемены. Можно сравнить «Почту» и Сбербанк. Оба учреждения имеют советские корни, оба были несколько лет назад примерно на одном уровне. Но сейчас Сбербанк сильно изменился, сделал большой шаг вперед, а «Почта» осталась на том же уровне», — говорит Виталий Манжосу из ИГ «Норд-Капитал».
В целом команда менеджмента работает хорошо и эффективно, соглашается старший аналитик «Капиталъ. Управление активами» Виктор Марков. Он напоминает, что было реализовано несколько важных проектов. Например, была проведена оптимизация структуры, запущен Сбербанк-онлайн, что позволило предоставлять услуги через интернет, были приобретены активы за рубежом. Финансовые результаты улучшались все последние годы, подчеркивает аналитик.
Действительно, если посмотреть на отчетность банка, то операционные доходы, прибыль до налогообложения, чистая прибыль выросли за 2008–2013 годы в три с лишним раза (чистая прибыль по МСФО в 2013 году составила 362 млрд руб.). Еще более впечатляющий рост показали активы: они увеличились с 4,9 трлн (на конец 2007 года) до 18,2 трлн на конец 2013-го. Объем средств клиентов вырос за тот же период с 3,9 трлн до 12,1 трлн руб. «Сейчас, правда, прибыль снижается из-за необходимости увеличения резервов, но в такой же ситуации находятся и другие банки. Как только ситуация в экономике улучшится, показатели прибыльности восстановятся. Санкции, из-за которых закрыты внешние рынки, оказывают негативное влияние, но у Сбербанка хорошие показатели по привлечению вкладов физлиц, он занимает около 50% рынка», — полагает Виктор Марков.
Эксперты в целом сходятся во мнении, что работой в Сбербанке Герман Греф наглядно продемонстрировал принцип «не место красит человека, а человек место».
Решение в российских реалиях принимать будет один человек — Владимир Путин, а он, как известно любит нестандартные ходы.
Источник: газета.ru.