Газпромбанк хочет заработать на Киотском протоколе
Первым российским инвестором в проекты Киотского протокола может стать Газпромбанк. Совместно с Dresdner Bank он зарегистрировал в Люксембурге предприятие Carbon Trade & Finance SA, сообщила Еврокомиссия. Созданное СП намерено вкладывать средства в проекты по сокращению выбросов парниковых газов, а полученные в результате реализации этих проектов сокращения выбросов “упаковывать” в ликвидные производные инструменты для дальнейшей перепродажи.
Представитель пресс-службы Dresdner Bank Мартин Халуза отказался от комментариев. Связаться с куратором этого проекта в Газпромбанке, членом правления Алексеем Обозинцевым, не удалось. А другой менеджер банка лишь отметил, что получение разрешений и торговля квотами представляются перспективным бизнесом. Правда, начнется он не завтра. Ведь пока в России нечем торговать. Российские компании не могут осуществлять киотские проекты из-за отсутствия законодательной базы. В России не разработана методика учета и фиксирования парниковых газов, поэтому предприятия не могут измерить их снижение и договариваться о продаже сэкономленного с зарубежными партнерами, отмечает менеджер Газпромбанка. По его словам, Carbon Trade & Finance планирует проводить сделки на Западе, а предлагать подобную услугу крупнейшим сырьевым компаниям в России.
Раньше “Газпром” заявлял о намерении реализовать крупные (на сумму до $500 млн) проекты в рамках Киотского протокола. На период до 2012 г. в “Газпроме” существует возможность по сокращению объема эмиссии парниковых газов в размере как минимум 86 млн т углеродных единиц.
“Газпромбанк — первый банк, который заинтересовался этим инструментом”, — констатирует директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин. Он напоминает, что еще в конце прошлого года можно было, купив квоты на выбросы парниковых газов в Бразилии, продать их в Европе с прибылью порядка 200%. Вряд ли стоит ожидать сверхприбыли сейчас, но доход от этих сделок по-прежнему может быть существенным, оговаривается Юлкин. Оборот европейской системы продаж корпоративных квот выбросов парниковых газов составляет 10 млрд евро, говорит он. А объем рынка торговли сокращениями углеродных выбросов — 3 млрд евро.
Руководитель климатической программы Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин оценивает общий объем международного рынка проектов в рамках Киотского протокола до конца 2012 г. в 3 млрд т, или в 20 млрд евро. И чем раньше Россия выйдет на этот рынок, тем большую долю его захватит, считает Кокорин. Он убежден, что спрос на такие инструменты в России будет. И тогда удастся ликвидировать обидное, по словам Кокорина, отставание России в этом вопросе от Китая, Индии и других развивающихся стран. Ведь уже треть рынка (1 млрд т) охвачена проектами в Китае и других участниках Киотского протокола, отмечает он.