«Газпром» внедряет программу импортозамещения
Совет директоров «Газпрома» 4 февраля внес поправку в положение о закупках, сообщила компания «Ведомостям». Теперь изделия из металла и машиностроительная продукция, в том числе автомобили, сельскохозяйственная, дорожно-строительная и коммунальная техника, будут закупаться преимущественно у российских производителей, «за исключением случаев отсутствия производства в России указанных товаров и их аналогов».
Но машиностроением и металлургией «Газпром» ограничиваться не намерен. Еще в конце прошлого года компания стала внедрять программу импортозамещения. В общей сложности «Газпром» намерен отказаться от 400 наименований иностранной продукции, заменив её отечественными товарами. Для этого крупнейшей нефтегазовой компании РФ придётся разорвать контракты с поставщиками из 20 стран, в том числе из США (Caterpillar, Motorola), Японии (Sumitomo, Kenwood, Kawasaki), ФРГ (Siemens, MAN Turbo), Швейцарии (Weatherford) и Франции (Schlumberger, Schneider Electric). Из-за этого зарубежные компании могут потерять $4 млрд.
Близкий к «Газпрому» источник подтвердил, что программа «разработана в отношении производителей тех стран, которые ввели или поддержали санкции против России». Впрочем, «Газпром» хотел бы найти замену и поставщикам из стран, не поддержавших санкции. Например, в списке фигурируют белорусское ЗАО «Гидродинамика», израильская Ormant, производители труб из Индии Corus и Welspum и Аргентины — Tinaris. В список также включены украинские «Зоря-машинпроект» и «Икор».
Около двух третей импорта у «Газпрома» приходится на различные модули для проходки кабелей, электронные маркеры, розетки, выключатели и проч. Но он сильно зависим от импорта в более чувствительных секторах, связанных со строительством газопроводов и добычей газа. Например, только у американских FMC Technologies, Cameron, GE Subsea и норвежской Aker «Газпром» закупает оборудование для подводной добычи. С помощью этой технологии концерн разрабатывает Киринское месторождение в рамках проекта «Сахалин-3». Ее же планировалось применять для разработки Южно-Киринского месторождения, которое рассматривается как ресурсная база для расширения СПГ-завода «Сахалин-2», для поставок на завод «Владивосток СПГ» или в Китай по трубопроводу Сахалин — Хабаровск — Владивосток, с помощью которого также осуществляется газификация Дальнего Востока, говорит аналитик крупной консалтинговой компании, работающей с «Газпромом».
А при строительстве заводов по сжижению газа «Газпром» полностью зависим от оборудования двух компаний: американской Air Products & Chemicals и германской Linde. В презентации для инвесторов в Гонконге «Газпром» уже сообщил, что запуск завода «Балтийский СПГ» и третьей очереди «Сахалина-2» откладывается с 2018-2019 на 2021-2022 гг. Из-за угрозы секторальных санкций строить эти предприятия сейчас рискованно.
Если будут введены секторальные санкции в отношении газовой отрасли, под угрозой могут оказаться не только СПГ-проекты, но и газопровод «Сила Сибири», считает партнер Russian Energy Михаил Крутихин. Для проекта нужны мощные импортные газоперекачивающие агрегаты и оборудование для Амурского ГПЗ, аналогов им в России и Китае нет, указывает эксперт.
«Газпром» при строительстве «Силы Сибири» постарается снизить стандартную долю валютных затрат, говорил Круглов в Гонконге. Как раз на прошлой неделе предправления «Газпрома» Алексей Миллер ездил по томским предприятиям. Там был сформирован перечень из 50 видов продукции (системы связи, передвижные пункты управления, радиолокация), которые будут использоваться при строительстве трубы, сообщал «Газпром».
Без иностранных подрядчиков нельзя построить и подводный «Турецкий поток». Только у европейских компаний есть специальные технологии и трубоукладочные суда, говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Российские же компании инвестировать в это не готовы. «Чтобы строить подводные газопроводы, надо иметь не одно судно, а маленький флот. Он должен постоянно работать, а рассчитывать, что после выполнения заказов “Газпрома” их удастся получить в других странах, не приходится», — отмечает сотрудник одного из крупных подрядчиков «Газпрома».
При этом наиболее капиталоемкая часть закупок — трубы уже на 99% закупаются в России, говорил член правления «Газпрома» Всеволод Черепанов. Импортируются лишь обсадные и бурильные трубы для особо агрессивной среды с высоким содержанием серы. Но это мизерный объем закупок в структуре инвестпрограммы «Газпрома» и в перспективе их сможет выпускать, например, ТМК при участии «Роснано», отмечает топ-менеджер крупной трубной компании. Представитель ТМК это подтверждает.
Поставлена задача добиться высокого импортозамещения и по другим направлениям, говорил Черепанов. В начале февраля в «Газпроме» для этого был создан специальный департамент. Его задача — «замещать зарубежные аналоги» для обеспечения «технологической независимости компании», сообщал «Газпром». Аналогичный департамент создала «Газпром нефть». Нефтяная компания обещает, что результатом ее «технологических партнерств» с российскими производителями станет локализация производства необходимой продукции в России: «Сформирован перечень альтернативных производителей, заключен ряд стратегических соглашений, созданы рабочие группы».
Ранее предправления «Газпром нефти» Александр Дюков говорил, что альтернативных поставщиков можно найти в Китае и Корее. Производителей из этих стран в списке «Газпрома» нет. «В Китае есть сборочные производства, но детали западные, поэтому в случае санкций это оборудование тоже будет недоступно», — говорит Крутихин.
Минпромторг и Минэнерго до апреля должны подготовить комплексную программу импортозамещения в нефтегазовой сфере, сказал на прошлой неделе вице-премьер Аркадий Дворкович. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров после этого заявил, что востребованные проекты по созданию необходимых производств в России получат поддержку государства, в том числе финансовую.
Нынешние идеи импортозамещения — не более чем политический тренд, считает Корчемкин: «Руководство “Газпрома” вряд ли рассчитывает на ужесточение санкций и усиление изоляции России в течение длительного периода». Кроме того, провести полное импортозамещение просто невозможно, указывает Крутихин: «Многие иностранные производители еще до санкций искали в России партнеров для локализации производства, но по большинству направлений сделать этого не удалось из-за отсутствия кадров».