«Газпром» устраняет конкуренцию биржи со своим газом

«Газпром», который обеспечил в 2020 году 76% продаж газа на СПбМТСБ (в один из месяцев дошел и до 96%), снижает конкуренцию своего газа, реализуемого через биржу, со своим же, поставляемым по долгосрочным договорам. Изначально на организованных торгах подразумевался паритет объемов продаж «Газпрома» и независимых производителей. Про паритет давно забыли, и биржа де-факто является торговой площадкой «Газпрома», куда независимые производители также приходят купить, а не продать газ.

Спотовая цена газа в России за 2020 год выросла на торгах на СПбМТСБ на 6% при том, что регулируемая, на которую ориентируется и свободный рынок, — только на 3% (за 2019 год — на 2,6% и 1,4% соответственно). При этом разница между минимальным значением цены (в июне) и максимальным (в ноябре) оказалось и вовсе 10% (использована средневзвешенная цена на балансовых пунктах на торгах с поставкой «на следующий месяц» — на них приходится основная ликвидность).

Федеральная комиссия по ценности газа

С сентября «Газпром» применил новую сбытовую политику, резко повысив цену продажи газа. В итоге весь четвертый квартал цена газа на балансовом пункте стабильно находится выше 3,7 тыс. рублей за тысячу кубов. В комментарии к этому событию «Газпром» выразил готовность обеспечить потребителей в полном объеме в рамках действующих внебиржевых контрактов. Цену на этой отметке не поколебал и вывод «НОВАТЭКом» на биржу практически рекордного объема газа (521 млн куб. м).

В 2020 году в «Газпроме» «в целях совершенствования коммерческой деятельности» заработала коммерческая комиссия. В секцию внутреннего рынка комиссии вошли бывший зампред «Газпрома», первый заместитель гендиректора «Газпром экспорта» Михаил Середа, начальники юридического департамента (104) «Газпрома» Сергей Кузнец, центрального производственно-диспетчерского департамента (310) Сергей Панкратов, департамента 334 Петр Волков, маркетинга (314) Геннадий Сухов, генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз» Сергей Густов.

«Нам, допустим, удалось убедить в свое время комиссию, что стоимость газа на бирже пора менять. Она должна быть такой, как установилась в октябре. Мы потихоньку потребителям даем сигнал — лучше с «Газпромом» заключить долгосрочные контракты и спокойно работать, а биржа — это для тех, кто не умеет хорошо прогнозировать свои объемы», — сказал «Интерфаксу» Густов.

«Коммерческая комиссия — очень правильный, своевременный и нужный механизм. Есть задачи «Газпром межрегионгаз», а есть большой «Газпром», наша материнская компания, которая оценивает всю систему и процессы в едином целом. Как я уже говорил, у нас нет такого понятия — «плохой потребитель/хороший потребитель», есть расстояние от месторождений или иные уточнения. Этот коллегиальный орган, в который я также вхожу, учитывает все мнения и предложения. Коммерческая комиссия позволяет в реальном времени оперативно принимать решения. Например, по заключению долгосрочных контрактов, по их стоимости, по привлечению или обеспечению газом новых крупных, серьезных и перспективных потребителей», — добавил гендиректор «Газпром межрегионгаза».

Повышение цены значительно сократило дисконт биржевого газа к цене прямых договоров «Газпрома», а также сократило радиус распространения (от мест добычи) регионов, для которых покупка биржевого газа выгоднее, чем выборка договорного. Сократилось число участников торгов как со стороны независимых покупателей, так и региональных газовых компаний — сбытовых «дочек» «Газпрома».

Дисбалансировка

Объем торгов за год вырос на 25% — до 16,047 млрд куб. м, в том числе объем продаж газа «Газпрома» — на 10%, до 12,169 млрд куб. м, объем покупок «Газпрома» — 8,666 млрд куб. м.

На «дне» кризиса независимые производители (главным образом «Роснефть») вывели на биржу огромные объемы невыбранного потребителями газа, вызвав значительное снижение цены. И все же по итогам 2020 года «Роснефть» оказалась больше покупателем (2,577 млрд куб. м), чем продавцом (1,383 млрд куб. м). В 2021 году «Роснефть» запускает новые добычные мощности — Харампурское месторождение с добычей в 10 млрд куб. м, что может повлиять как на предложение, так и на спрос со стороны этого игрока.

Среди продавцов стабильно наращивает объем продаж «дочка» «Белоруснефти» ОАО «Нефтяная компания «Янгпур». За год она удвоила объем реализации газа.

В конце декабря СПбМТСБ объявила о начале применения технологии коммерческой балансировки, начиная с объемов с поставкой на январь 2021 года. Она предусматривает ежесуточный юридически значимый учет по торговым товарным счетам (ТТС) Оператора товарных поставок ООО «ОТП ТЭК» отобранного покупателем природного газа и возможность самостоятельной оперативной реализации невыбранных покупателем объемов газа на суточных торгах. Торги газом на СПбМТСБ стартовали в 2014 году с месячных торгов, в 2016 году развились до суточных торгов. Балансировка должна была стать следующим шагом в развитии торговли газом, но ее запуск затянулся надолго. Процесс сопровождался громкими скандалами на бирже и в итоге ее покинул управляющий директор по рынку газа Александр Петров. Торги газом, достигнув в 2017 году своего максимального объема (20,3 млрд куб. м), далее начали деградировать: в 2018 они упали до 15 млрд куб. м, а в 2019 — до 12,9 млрд куб. м. В июле 2020 года СПбМТСБ уже объявляла о запуске балансировки официальным пресс-релизом, но случился фальстарт, в декабре биржа снова объявляет о начале работы балансировки.

interfax.ru

 

Прогноз биржевых цен с 28 декабря по 1 января. Новогодний выпуск.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 5 ноября 2024
Пик спроса на нефть не наступит — благодаря тому, что мировая экономика продолжает расти и несмотря на определенные трудности, с которыми сталкивается нефтяной рынок.
Газовый кризис в Европе
Год назад европейские политики заявили, что газовый кризис, вызванный почти полным прекращением поставок из России, закончился. ЕС обратился к альтернативным поставщикам природного газа, уверяя, что его будет достаточно для предотвращения дефицита и резкого роста цен. Теперь эти заверения кажутся преждевременными.