«Газпром нефть» задает тон электронной торговле нефтепродуктами.
«Газпром нефть» начала торги нефтепродуктами на электронной торговой площадке (ЭТП). В настоящее время ЭТП «Газпром нефти» (www.gn.eoil.ru) является самой совершенной системой электронных торгов топливом в России.
К онлайн-торговле нефтепродуктами «Газпром нефть» пришла постепенно. Началось все в 2006 году, когда компанию возглавил ее нынешний председатель правления Александр Дюков. Он принес с собой новую идеологию — госкомпания должна выходить на рынок по принципам открытости, прозрачности и доступности, должна быть примером для остальных нефтяных компаний. Система открытых и прозрачных тендеров, ноу-хау новой команды менеджеров «Газпром нефти», стала внедряться во все сферы деятельности компании, в том числе в торговлю нефтепродуктами. Уже с 25 декабря 2006 года компания начала оптовую реализацию нефтепродуктов посредством тендерных продаж.
«Но уже через два месяца работы по тендерам мы увидели, что открытые и прозрачные продажи недостаточно эффективны, а обработка информации оказалась весьма затруднительной, — вспоминает начальник управления по маркетингу и ценообразованию «Газпром нефти» Вадим Кудрявцев. — Уже к марту 2007 года в базе наших контрагентов скопилось около 700 компаний. Конечно, не все они участвовали в тендерах одновременно, но даже 300-400 участников по каждому тендеру создавали большие проблемы. Тем более что продуктов у нас много, и тендеры проводились одновременно по двум-трем, а то и по пяти-шести нефтепродуктам с трех заводов (Омский НПЗ, Московский НПЗ, «Ярославнефтеоргсинтез» — «Сибирская нефть»), поэтому обрабатывать все заявки становилось физически тяжело. Так было принято решение создать электронный продукт».
Усложнение вместо упрощения
Первоначально задача стояла несложная — создать электронный документооборот, упростив обработку информации по тендерам. Однако позже было принято решение усовершенствовать систему торгов, добиться большей эффективности. На это решение повлияло и то, что как раз в то время, в середине 2007 года, госорганы активно обсуждали необходимость организации биржи по торговле нефтепродуктами.
Были определены несколько принципов, в соответствии с которыми и были разработана электронная торговая площадка «Газпром нефти». Первый принцип — аукционность торгов. В необходимости именно такой системы пришлось убедиться еще в ходе проведения тендеров, которые не позволяли контрагентам менять свои предложения и повышать ставки. Второй принцип — открытость, прозрачность и независимость торгов. Так называемый «человеческий фактор» был исключен полностью, ни один сотрудник «Газпром нефти» не имеет возможности вмешаться в ход торгов. Данные, которые отображаются на экране компьютера, обезличены, участники видят лишь размер заявок. И даже администратор не может следить за ходом торгов в онлайне, ему доступна лишь информация, актуальная на момент «клика» — а ведь данные меняются каждую секунду. Третий принцип — доступность. Электронная торговая площадка доступна всем желающим. Чтобы зарегистрироваться на ней, потенциальный участник, как и любой другой контрагент «Газпром нефти», должен предоставить свои учредительные документы (их список находится в открытом доступе) и пройти проверку службы безопасности. Служба безопасности, в свою очередь, устанавливает лишь три требования к контрагентам — отсутствие налоговых претензий, отсутствие иных трений с законом и отсутствие отрицательного опыта работы с «Газпром нефтью». При соблюдении этих трех условий вход на ЭТП обеспечивается беспрепятственно.
Из любой точки мира
ЭТП является интернет-порталом, который по паролю в режиме реального времени доступен из любой точки мира. «Мы долго искали партнера, остановились на разработчиках и владельцах электронной торговой площадки www.eOil.ru, — рассказывает Вадим Кудрявцев. — За основу взяли их площадку, почти год совершенствовали ее и перерабатывали под «Газпром нефть». В итоге был создан универсальный механизм, который позволяет работать на любом базисе отгрузки и поставки, то есть предусматривает возможность покупать нефтепродукты не только на заводе, но и на любой станции назначения». В июне 2008 года ЭТП была запущена в тестовом режиме, а в сентябре торги начались на постоянной основе. За первые десять дней месяца на ЭТП было продано почти 50 тыс. тонн нефтепродуктов (более половины этого объема — бензин), общая выручка составила почти 1 млрд. руб.
В настоящее время торги на ЭТП проводятся дважды в неделю. Это связано с нехваткой квалифицированных кадров — ведь для организации аукционных торгов нужны специальные навыки и знания. «Необходимо понимать, насколько нужно понизить или повысить начальную цену, какой объем нефтепродуктов выставить. Так как данные общедоступны, слишком большие объемы напугают потребителей и снизят активность торгов, а слишком маленькие — создадут впечатление дефицита, и активность будет большая», — говорит Вадим Кудрявцев.
Торги на ЭТП начинаются с определения объемов нефтепродуктов, который департамент региональных продаж готов выставить на аукцион после распределения через нефтебазы. После этого «заводятся торги» — на ЭТП появляются данные о продукте, времени торгов, цене, минимальной партии отгрузки, заводе-производителе, количестве лотов и станции назначения отгрузки. Начальная цена определяется путем анализа информации, предоставленной ценовыми агентствами, и собственного анализа рынка. Извещение о предстоящих торгах автоматически рассылается всем зарегистрированным контрагентам. В день проведения торгов извещение рассылается повторно, и все желающие принять участие в аукционе заходят на площадку под собственным паролем. Торговля длится полчаса, по завершении определяется победитель — участник, предложивший наибольшую цену. Пока торги по каждому продукту проводятся друг за другом, хотя возможности площадки предусматривают проведение десятка торгов одновременно — просто участники пока не успевают следить за таким количеством аукционов.
Базисов поставки нефтепродуктов на ЭТП пока четыре — это Омский НПЗ, Московский НПЗ, «Ярославнефтеоргсинтез» и станция Сокур. Вскоре на площадке появится еще один продавец — «Газпромнефть-Центр» с возможностью отгрузки нефтепродуктов на Володарской нефтебазе.
И трейдеры, и потребители
Участники оптового рынка нефтепродуктов с интересом отнеслись к созданию ЭТП. Площадка полноценно заработала в сентябре, и уже к середине месяца на ней зарегистрировалось более 220 компаний, еще около 60 компаний на тот момент проходили процедуру регистрации.
По словам Вадима Кудрявцева, в торгах принимают участие как крупные, так и мелкие трейдеры, и даже конечные потребители. Наибольшую активность проявляют мелкие трейдеры и конечные потребители. Когда в борьбу включаются последние, цена продажи может превышать начальную цену существенно — до 3 тыс. руб. за тонну продукта, ведь конечные потребители сравнивают цену, предложенную компанией, с той, которая формируется после прохождения через целую цепочку посредников. Конечным потребителям важно получить гарантированные объемы нефтепродуктов, ведь от их бизнес зависит от своевременного получения качественного топлива.
Мелким трейдерам площадка также интересна гарантированными объемами — ведь они тоже работают с конечными потребителями. Кроме того, установленную для перепродажи нефтепродуктов цену гораздо проще обосновать результатами честного аукциона, чем договорами с третьими лицами.
Внебиржевой рынок
Специалисты утверждают, что на сегодняшний день ЭТП «Газпром нефти» — самый совершенный в России механизм электронной торговли нефтепродуктами. Конечно, он продолжает дорабатываться и усовершенствоваться. В частности, прорабатываются механизмы продажи нефтепродуктов на станции назначения и их отгрузки в любую точку назначения — это проблема даже не самой электронной площадки, а скорее обеспечения логистики и создания соответствующих договоров.
Кроме того, рассматривается возможность продления торгов. Когда идет серьезная борьба за продукт, время проведения торгов должно постепенно увеличиваться. Если в течение пяти секунд не поступит никаких заявок, торги будут остановлены.
В перспективе — создание вторичного рынка купленных у «Газпром нефти» нефтепродуктов. «Мы ведем переговоры о том, чтобы наш продукт мог дальше продаваться на площадке www.eOil.ru, — говорит Вадим Кудрявцев. — Купив у нас топливо, трейдер может выставить его на продажу, указав, что объемы подтверждены «Газпром нефтью».
В далекой перспективе — возможность появления на ЭТП продавцов, независимых от «Газпром нефти». Уже сейчас крупные нефтяные компании проявляют интерес к созданной электронной площадке, ведутся соответствующие переговоры. «Вообще, чтобы нам стать полноценной электронной площадкой — нужно еще пара месяцев, — уверен Вадим Кудрявцев. — Нужно внедрить финансовые гарантии исполнения обязательств, подключить новых продавцов и расширить список базисов поставки. Если проводить аналогию между биржами и электронными площадками, то нужно понимать, что на бирже обычно реальными продуктами не торгуют, а торгую фьючерсными контрактами и опционами на них. Поэтому биржевой и внебиржевой рынок — это разные вещи. А следующая задача, которая стоит перед «Газпром нефть» — формирование открытого ценообразования и создание рыночных индикаторов, которые в ближайшей переспективе смогут стать основой для заключения долгосрочных контрактов.»