Газовая биржа вылетает в трубу
Докладывая президенту России об итогах работы энергетического комплекса, глава Минэнерго Александр Новак впервые подвел итоги работы открывшейся в прошлом году газовой биржи. Раньше в России на бирже торговались только нефтепродукты. Продажи газа по спотовым контрактам позволило увеличить конкуренцию и снизить стоимость газа.
Продают газ на бирже «Газпромнефть», «Газпром» и независимые «НОВАТЭК», «ЛУКОЙЛ» и другие. Покупателями являются в основном теплоэлектростанции, работающие на газе. Охват составляет большую часть Российской Федерации. Поставки газа, точки выхода есть на 17 месторождениях, но продается он только в трех пунктах, куда поступает по газотранспортной системе.
«К сожалению, пока объемы небольшие, всего 800 миллионов кубометров было продано на бирже», — посетовал Александр Новак. Объемы действительно небольшие, если не сказать мизерные, учитывая, что добыто в прошлом году 642 млрд кубометров.
«Надо смотреть, чтобы биржа функционировала так, как должны функционировать биржи, чтобы там было больше независимых компаний, чтобы правила биржевой торговли соблюдались, — отреагировал на доклад министра Владимир Путин. — Это чрезвычайно важная вещь, иначе это может превратиться просто в фикцию. И тогда это не нужно».
Торги газом были запущены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СпбМТСБ) в октябре 2014 года, но в российских условиях биржа оказалась очень специфической. Предполагалось, что объем торгов газа по итогам 2014–2015 годов должен достичь 35 млрд куб. м, но это стало недостижимо после ухода с биржи газа «Газпрома». Ранее монополист внес предложение о предоставлении ему особого статуса в связи с тем, что компания является собственником и газа, и газотранспортной системы. Но согласованная антимонопольной службой, Центробанком и Минэнерго модель биржи не делает каких-либо исключений для монополии.
«Цена за счет биржевой торговли меняется мало, поскольку основные затраты на доставку газа никто не отменял, — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – Конфликт, конечно, заложен изначально, поскольку монополист продает и поставляет газ, но сейчас это вовсе не проблема с уходом «Газпрома». Жалоб на то, что он отказывается поставлять биржевой газ, пока не поступало. Вообще, пока там продана капля в море – одна двухсотая всего газа, впечатление, что компании только попробовали там покупать и продавать – и разочаровались. Но это только начало».
Цена газа на бирже почти не отличается от цен по долгосрочным контрактам, поскольку объемы торгов пока мизерные. А не растет биржа, поскольку нет гарантий доставки газа, считают эксперты. «Пока не демонополизируют газотранспортную систему, никакой биржевой торговли не будет, — пояснил «Эксперт Online» ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. – «Газпром» очень часто объявляет до десяти причин, по которым он не может поставить купленный кем-то на бирже газ. Он потому и ушел с биржи, чтобы его не обвиняли в том, что по своим контрактам он поставляет свободно. Биржевая торговля «Газпрому» не выгодна, поскольку он проигрывает по цене независимым поставщикам из-за того, что компания заведомо не рыночная. И требовать от компании, которая потеряла и продолжает терять внутренний рынок газа с 97% до 50%, чтобы она помогала своим конкурентам продавать газ, никто не будет».
Ранее «Роснефть» выразила недовольство поставками биржевого газа. Она обратилась в Минэнерго с просьбой снизить стоимость транспортировки газа для покупателей за счет аудита затрат оператора поставки биржевого газа – «Газпром межрегионгаз поставка» – и приведения его комиссий к экономически обоснованному уровню. Компания предложила считать расходы по более короткому маршруту – напрямую от месторождения до потребителя вместо нынешнего тарифа, посчитанного от месторождения до балансового пункта и уже потом до потребителя. «Роснефть» также предлагала расширить набор инструментов биржевой торговли газом. Ввести суточные, недельные и долгосрочные торги, а также фьючерсы на квартал, сезон и год. Сама «Роснефть» продала на бирже только 237 млн кубометров газа – самые большие объемы.
«На мой взгляд, биржу следует развивать введением набора новых инструментов, таких как защитные гарантии в случае непоставок газа, хотя из-за «Газпрома» и эти отношения будут усложнены, — говорит Сергей Пикин. – Я вообще предлагал сломить монополию «Газпрома» тем, чтобы перевести на российскую биржу продажу газа европейским компаниям. Тогда бы здесь торговалось 150 млрд кубов в год, и основные продажи пришлись бы на наши независимые компании, чего «Газпром» очень сильно боится».
Источник: expert.ru.