Газа нет и не будет
Владимир Путин вчера не поехал не только на саммит НАТО в Риге, но и на торжественную церемонию открытия второго энергоблока Северо-Западной ТЭЦ в Петербурге. И правильно сделал. Ведь иначе ему пришлось бы личным присутствием подтвердить: да, государственная политика в сфере энергетики является непоследовательной и половинчатой, и это касается даже инвестиционных проектов, непосредственно связанных с именем президента России.
Северо-Западная ТЭЦ — самая современная в стране, именно она, пожалуй, могла бы олицетворять успехи реформы электроэнергетики. Ее первый энергоблок был сдан в эксплуатацию в 2000 году, и в церемонии открытия участвовал глава государства. Но Владимир Путин «приложил руку» к этому проекту еще раньше. Во время работы в мэрии Санкт-Петербурга, как говорят энергетики, он подписывал документы о начале строительства станции, в которых была описана и технология ее работы — не на угле, а на газе.
Обеспеченность Северо-Западной ТЭЦ газом (а вернее, его острая нехватка) и привела к анекдотической ситуации с пуском второго энергоблока мощностью 450 МВт. Поскольку РАО «ЕЭС» не удалось договориться с «Газпромом» об увеличении поставок газа на ТЭЦ, для загрузки второго блока пришлось практически приостановить первый. Так станция пока и будет работать — в половину своей мощности. А после 7 декабря, судя по всему, если газ не будет найден, новый блок вообще остановят.
Эту ситуацию можно назвать недоразумением, а можно — системной ошибкой. Реформы электроэнергетики и газовой отрасли оказались разорваны во времени и пространстве: в первом случае отрасль нацелена на рост генерирующих мощностей, во втором — на преобразованиях поставлен крест. Эксперты не раз отмечали, что гигантские планы Анатолия Чубайса по строительству энергомощностей, работающих на газе, никак не связаны с показателями и планами добычи голубого топлива. «В РАО об этом постоянно говорил Волошин (председатель совета директоров РАО «ЕЭС».- Ред.):бессмысленно планировать рост газовой генерации, если знаешь, что «Газпром» не даст газа», — напоминает президент Института энергетической политики Владимир Милов. В последний год ситуация стала очевидной и несколько раз рассматривалась на совещаниях у президента страны. Но власти и «Газпром» пока так и не отважились твердо признаться в том, что Россия на пороге дефицита газа на внутреннем рынке.
«Ключевым вопросом здесь должна быть понятная и прозрачная ценовая политика на рынке электроэнергии и газа. Поэтому так важно в ближайшее время устранить ценовые диспропорции на внутреннем рынке электроэнергии», — сказал вчера Владимир Путин. «В ближайшие дни правительство должно представить мне программу действий в этой сфере, — сообщил президент. — Будет дан ясный сигнал экономике, всем участникам рынка, как строить свою работу на ближайшие годы, на десятилетия». Сегодня эти сигналы будут обсуждаться на заседании правительства, хотя особой ясности для экономики, по-видимому, снова не будет.
Вчера после торжественной церемонии запуска энергоблока глава РАО Анатолий Чубайс, гендиректор итальянской Enel Фульвио Конти и глава «ЕСН Групп» Григорий Березкин (СП этих компаний управляет электростанцией), министр экономики Италии Луиджи Берсани и глава «Технопромэкспорта» (генподрядчик строительства ТЭЦ) Сергей Моложавый поехали в Стрельну к Владимиру Путину. Президент, поздравив участников встречи с пуском энергоблока, заявил: «С пуском второго блока задачи, которые перед собой партнеры ставили — РАО «ЕЭС», партнеры РАО «ЕЭС», городские власти, — будут решаться с большим эффектом. Прежде всего это касается теплоэлектроснабжения Приморского района Петербурга, это касается решения проблем с теплоэлектрообеспечением на северо-западе в целом». Это давало надежду на улучшение ситуации с поставками газа. Но президент продолжил: «Экономике нужен мощный рывок по увеличению использования атомной энергии, гидроэнергии, угля… В этом отношении обширные возможности представляет Сибирский регион. Однако препятствием для передачи энергии из Сибири в энергодефицитные регионы страны являются недостаточно развитые межотраслевые линии электропередачи, их низкая пропускная способность. Необходимо связать разъединенные энергосистемы, в связи с чем следует серьезно рассмотреть строительство линий постоянного тока для переброски мощностей с Сибири на Урал и дальше в европейскую часть».
И это были вовсе не те слова, которых ждали владельцы и строители ТЭЦ. Они, конечно, хотели услышать от главы государства, что станция очень важна для города и региона, а потому должна быть непременно обеспечена газом. Как стало известно «Времени новостей», Анатолий Чубайс вчера дважды беседовал с президентом один на один — до общей встречи и после нее. Обе аудиенции длились примерно по полчаса. Как говорит источник газеты, глава РАО «ЕЭС» просил газа, который «нужен как воздух». О результатах этих встреч собеседник «Времени новостей» не знает, хотя предполагает, что они неутешительны для энергетиков. Другой источник полагает, что небольшой объем газа для работы второго энергоблока ТЭЦ все же будет выделен, однако, что называется, «в виде исключения».
«У Путина нет газа, у него есть Миллер», — иронизирует один из кремлевских чиновников.
РАО «ЕЭС» давно конфликтует с «Газпромом» по вопросу обеспечения топливом Северо-Западной ТЭЦ. Суть конфликта в следующем: газ на станцию поставляется по низкой внутрироссийской цене, а электроэнергия согласно постановлению правительства, принятому в конце 90-х годов, экспортируется в Финляндию. «Газпром» же считает ТЭЦ своим прямым конкурентом на финском рынке. При этом в газовом концерне всегда указывали, что не получают никакой компенсации и от владения долей в электростанции (в 2005 году она была «размыта» с 12% до примерно 4%, а деньги от допэмиссии акций пошли на строительство второго энергоблока; основными акционерами являются РАО «ЕЭС» с пакетом 66,45% и «Интер РАО ЕЭС» с 25% плюс одна акция). Правда, эксперты указывали, что «Газпром», ведущий экспансию в электроэнергетике, всегда хотел приобрести контрольную долю в Северо-Западной ТЭЦ, и поставки газа являются его переговорной позицией.
Тем не менее строить второй энергоблок стали без гарантий таких поставок. Генподрядчик, компания «Технопромэкспорт», вынужден был закупить оборудование под второй блок еще при строительстве первого, затягивание стройки вело к серьезным убыткам. Да и быстро развивающийся Санкт-Петербург требовал роста генерации (если энергия первого блока полностью экспортируется, то произведенная на втором будет поступать в северную столицу). Именно растущие потребности города и стали причиной того, что второй блок «Технопромэкспорт» сдал на месяц раньше срока. Однако Анатолий Чубайс так и не смог договориться с «Газпромом» о поставках топлива по сей день. О чем и заявил вчера журналистам, отказавшись вдаваться в подробности.
Тем не менее энергоблок запустили. По словам гендиректора компании Северо-Западный НТЦ (генпроектировщик электростанции) Юрия Маневича, хотя газопровод для второго блока имеется, газ тем не менее подается в прежних объемах — 50 тыс. кубометров в час. В частности, журналисты могли наблюдать, как до прихода Анатолия Чубайса нагрузка на первый энергоблок составляла 150 МВт, а на второй — 100 МВт. Когда глава РАО дал команду компьютеру увеличить мощность второго блока, нагрузка на нем возросла до 300 МВт, на первом блоке — не изменилась. Таким образом, максимум нагрузки, которую может сейчас нести станция, составляет 450 МВт. Это установленная мощность одного энергоблока. Диспетчеры рассказали журналистам, что в обычные дни, пока тепло и энергия в больших объемах не требуется, нагрузка на первом блоке составляет около 300 МВт. «В принципе на втором энергоблоке могли при Чубайсе выйти и на полную мощность, — говорит один из работников электростанции, — однако в этом случае пришлось бы останавливать первый блок, а этого делать нельзя — тогда не будет вырабатываться теплоэнергия и часть города останется без горячей воды и отопления (теплотрасса от ТЭЦ до Приморского района Санкт-Петербурга была введена в эксплуатацию на прошлой неделе. — Ред.)».
Для работы второго энергоблока, как говорил летом в интервью Интерфаксу зампред правления РАО Сергей Дубинин, необходимы поставки 700-800 млн кубометров газа ежегодно. Однако проектировщики утверждают, что максимальную мощность энергоблок будет вырабатывать при 450 млн кубометров в год. «Вполне возможно, РАО пытается торговаться с «Газпромом» для того, чтобы добиться увеличения поставок на Киришскую ГРЭС, которая технологически связана с Северо-Западной, и газовики могут «перебрасывать» объемы с одной на другую», — говорит менеджер ТЭЦ. Он утверждает, что для пусковых мероприятий второго блока газ был найден как раз за счет снижения объемов поставок на Киришскую ГРЭС. Однако 7 декабря, как сообщил «Времени новостей» Сергей Моложавый из «Технопромэкспорта», эти мероприятия закончатся.
Тем не менее Анатолий Чубайс сумел ярко обрисовать журналистам важность строительства: «Этот парогазовый блок сделал эту станцию крупнейшей в России. Это 900 МВт самого современного оборудования. Я считаю, что это образцовая станция и с точки зрения технологий, и с точки зрения экономики, ну а самое главное, я считаю, что именно здесь, на северо-западе, в Питере у нас острейшая ситуация по дефициту электроэнергии. Доходящая до того, что в прошлую зиму мы вынуждены были принимать решение об отказе от экспорта энергии, очень болезненное для нас решение. Сейчас с вводом этого блока мы абсолютно уверенно входим в текущую зиму по Питеру и по северо-западу». А Фульвио Конти заявил, что в управление СЗ ТЭЦ привнес опыт работы Enel на аналогичных станциях в Италии и надеется участвовать во всех проектах РАО, связанных «с модернизацией мощностей и выходом на международный рынок».
Анатолий Чубайс, выступая вчера перед трудовым коллективом ТЭЦ, сказал: «Мы радуемся с вами искренне вводу блока 450 МВт, а ожидаемая цифра, которая завтра (т.е. 30 ноября. — Ред.) будет утверждена на правительстве, объемов вводов ближайших пяти лет, составит более 25 000 МВт. Если в этом году вводы, в том числе этот ввод на Северо-Западной ТЭЦ, составят чуть более 1500 МВт, то в 2010 году мы должны будем, опираясь на тот опыт, который накопили, ввести 10 000 МВт. Эти темпы в следующем пятилетии возрастут еще минимум вдвое, а скорее втрое. Речь идет о том, что энергетика, опираясь на либеральные реформы, на созданный рынок электроэнергии, приобретет такого масштаба инвестиции, которые не снились ни одной отрасли нашей страны… Они дадут загрузку энергомашиностроительным мощностям, в том числе нашим питерским «Силовым машинам», ЛМЗ, «Электросиле» и другим предприятиям».
Впрочем, ввод второго энергоблока СЗ ТЭЦ изначально был запланирован на 2003 год. «Масштабные», как выражается г-н Чубайс, инвестиции в его строительство начались в 2005 году. Так что все заявленные главой РАО темпы строительства будут исполнены лишь при доброй воле «Газпрома» — без его согласия, как говорят на СЗ ТЭЦ, не начнется строительство третьего и четвертого энергоблоков.
Однако Владимир Путин вчера достаточно лояльно высказался в адрес реформирования электроэнергетики. «Мы будем продолжать намеченные преобразования в сфере электроэнергетики, которые мы называем реформами», — пообещал он собравшимся в Стрельне и заметил, что преобразования проходят «взвешенно, аккуратно». Впрочем, как заметил один из участников рынка, скорее всего эти слова были обращены к итальянской делегации, ведь Enel уже вложила средства в российские энергетические активы и намерена инвестировать и в будущем.