Форум стран-экспортёров газа (ФСЭГ)
Форум стран-экспортёров газа (ФСЭГ), получивший среди российских и зарубежных журналистов название «Газовая ОПЕК», впервые был созван в 2001 году в Тегеране, но несколько лет действовал как неформальное объединение. Лишь в декабре 2008 года ФСЭГ получил статус постоянной организации — был утвержден его устав и выбрана штаб-квартира. Согласно уставу Министерская встреча является высшим органом управления ФСЭГ, а Исполнительный совет управляет делами ФСЭГ между Министерскими встречами. Для технического и организационного обеспечения работы организации создан Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем. Деятельность организации финансируется за счет взносов стран-участниц в бюджет ФСЭГ.
Местом организации штаб-квартиры ФСЭГ тайным голосованием избрана Доха (Катар). На встрече в декабре 2009 года на пост генерального секретаря Форума единогласно избран кандидат от России – вице-президент ОАО «Стройтрансгаз» Лоенид Бохановский.
К настоящему времени ФСЭГ представляет собой международное добровольное, неформализованное объединение государств, занимающих лидирующие позиции в мире по объемам запасов, добычи и экспорта природного газа, которые ориентированы на координацию инвестиционной и торговой политики по вопросам справедливого ценообразования на газовых рынках, обеспечения равного доступа экспортеров на рынки стран-потребителей газа, а также развития газотранспортной инфраструктуры, обеспечивающей надежность экспортных поставок газа, в том числе путем совместной реализации крупных международных инфраструктурных проектов в газовой сфере.
Совместно на долю государств, принимающих участие в работе ФСЭГ, приходится более 66% мировых запасов газа, около 41% добычи и более 62% всех осуществляемых в мире экспортно-импортных поставок газа.
По состоянию на август 2010 года в работе ФСЭГ участвует:
- на постоянной основе – 11 стран;
- в качестве наблюдателя – 3 страны.
Участники форума:
1. | Алжир | 2. | Боливия | 3. | Египет | 4. | Экваториальная Гвинея |
5. | Иран | 6. | Ливия | 7. | Нигерия | 8. | Катар |
9. | Россия | 10. | Тринидад и Тобаго | 11. | Венесуэла |
Наблюдатели форума
12. | Норвегия | 13. | Нидерланды | 14. | Казахстан |
В некоторых мероприятиях форума эпизодически принимают участие представители Брунея, Индонезии, Малайзии, ОАЭ, Омана и Туркменистана. Членами ФСЭГ могут стать Канада и Австралия. Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры с Казахстаном и Норвегией о переходе из статуса наблюдателей в статус полноценных членов ФСЭГ.
В отличие от Ирана и Венесуэлы, выступающих за создание в газовой сфере аналога нефтяного ОПЕК и отстаивающих более жесткие подходы в вопросах выработки устава ФСЭГ и определения формата будущей организации, Россия занимает более мягкую позицию, наставая на том, что в настоящее время схема абсолютной аналогии нефтяного картеля в газовой сфере не может быть реализована в полной мере по целому ряду объективных причин, связанных с существенными различиями специфики рынков нефти и газа, суть которых можно свести к следующим основным положениям:
— глобальный рынок газа (в отличие от рынка нефти) до настоящего времени отсутствует;
— действующие рынки территориально фрагментированы и привязаны к маршрутам газотранспортной инфраструктуры, так как большая часть экспортно-импортных поставок газа (около 80%), осуществляемых в мире реализуется с использованием трубопроводного транспорта на основании долгосрочных контрактов;
— в используемых экспортерами долгосрочных договорах на трубопроводные поставки природного газа цена за газ привязана к нефтепродуктам и рассчитывается по формуле;
Вместе с тем, Россией поддерживаются предложения о разработке в рамках ФСЭГ механизмов рыночного ценообразования на газ, который даст возможность экспортерам использовать этот механизм в новых долгосрочных договорах.
Кроме того, параллельно с ФСЭГ, Россия предлагает ещё один вариант сотрудничества стран-экспортеров газа в рамках СНГ и ЕврАзЭС путем создания Международного альянса негосударственных независимых газовых организаций (МАННГО). Предполагается, что эта организация в отличие от ФСЭГ, не будет являться межгосударственной структурой, а будет объединять неправительственные газовые организации и ведущие газовые компании стран СНГ. Задача МАННГО – создание условий для справедливого распределения доходов между добывающими и транспортирующими газ странами.