Fitch оценил «здоровье» крупнейших нефтедобытчиков в эпоху низких цен
Зарубежных коллег российские компании обыгрывают благодаря сравнительно низкой долговой нагрузке. Правда, по мнению аналитиков Fitch, это всё равно не поможет им выйти в плюс как минимум до 2018 года.
Первые полгода прошли для нефтяников сложно — стоимость барреля до сих пор держится ниже приемлемых для многих $50 и в целом ниже средней стоимости по 2015-му ($51). Высокие затраты на добычу компании будут пытаться снижать, урезая расходы. Но до конца года, скорее всего, ситуация не выправится, в плюс производителям не выйти, полагают аналитики Fitch Ratings в своём свежем отчёте (есть в распоряжении Лайфа).
Общее финансовое здоровье любой нефтекомпании негласно принято оценивать по так называемому денежному потоку, то есть отношению затрат компании к её доходам. Слишком низкие цены на нефть вкупе с продолжающимися вложениями компаний в нефтеразведку и добычу, естественно, делают такой поток отрицательным. За год, отмечают в Fitch Ratings, средняя стоимость бочки упала на $17 — с $58 по первому полугодию 2015-го до $41 по этом году.
Для европейских мейджоров, таких как Shell, Total, BP и Eni, денежный поток будет оставаться отрицательным как минимум до конца года, прогнозируют в Fitch. Что касается российских компаний, то их отчётность даёт понять, что компании будут больше тратить, чем зарабатывать, на протяжении ещё большего времени — до 2018 года, рассказал Лайфу аналитик Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.
«Причины тут две — довольно большие капитальные вложения в рост добычи и повышение налоговой нагрузки, произошедшее в этом году. По нашему прогнозу, в 2017 году налоги снижены не будут. Вероятно, покрывать свои затраты нефтяники будут за счёт роста заимствований и своей денежной «подушки» — Дмитрий Маринченко, аналитик Fitch Ratings.
Правда, есть и исключения. Например, НОВАТЭК, который в прошлом году завершил много проектов. Вложения в один из крупнейших проектов компании — завод по сжижению газа «Ямал СПГ» — учитываются отдельно и не включаются в общие затраты компании, уточнил Маринченко.
Впрочем, не только компания миллиардера Леонида Михельсона выгодно отличается от западных, замечает аналитик, российские компании в принципе выигрывают у иностранных по размеру долговой нагрузки (отношение долга к полученной прибыли до уплаты процентов, налогов и вычетов по амортизации, на профслэнге это называется EBITDA). У нефтяников из России, считает Маринченко, она продолжит оставаться на приемлемом уровне, в то время как иностранцам придётся всё больше увеличивать заимствования.
— Забавно, но своей относительно небольшой долговой нагрузке российские нефтяники обязаны … санкциям — они препятствуют получению дешёвых западных кредитов и, соответственно, накапливанию задолженности, замечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Сойтись затраты с доходами смогут, скорее всего, только к 2017—2018 годам, когда нефтяные котировки будут устойчиво держаться выше $50 за баррель, считает Fitch Ratings.