ФАС шьет нефтяникам дело
Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обнародовала первые результаты своей проверки ситуации с ценами на авиакеросин в России. Напомним, на прошлой неделе ФАС возбудила дело по признакам нарушения статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении высоких цен на авиационный керосин. Так, по данным ФАС, с января 2006 года по ноябрь 2007-го цены на авиатопливо практически не менялись, а с ноября 2007 года по июнь 2008-го выросли на 70%. Как следствие, авиакомпании терпят убытки. «Чтобы выжить и хоть как-то развиваться в этой ситуации, мы вынуждены радикально урезать наши издержки, в том числе за счет развития инвестиционных проектов», — заявил вчера гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов. А туристы вынуждены либо переплачивать за туры, либо вообще от них отказываться.
Как выяснила ФАС, примерно в 20 аэропортах установленные операторами топливно-заправочных комплексов (ТЗК) цены превысили средний уровень цен по стране и уровень цен в зарубежных аэропортах.
По ситуации в трех аэропортах уже возбуждены дела. В частности, ЗАО «Топливно-обеспечивающая компания» подозревается в установлении монопольно высокой цены на топливо в аэропорту Южно-Сахалинска, которая, по словам руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, выше средней по стране на 17-18%. При этом ТЗК лишает авиакомпании выбора более дешевого поставщика топлива, отказывая им в законном праве хранить топливо в емкостях ТЗК. Дело также возбуждено на основании жалобы авиакомпании «Красноярские авиалинии» в отношении ЗАО «Сибирь Авиа Сервис», обвиняемого в навязывании невыгодных условий договора купли-продажи горюче-смазочных материалов, а также в отношении ОАО «Аэропорт Толмачево», которое, по предварительным данным, препятствует доступу на рынок топливной заправки самолетов компании «Аэроджет-Толмачево».
Анатолий Голомолзин не исключил, что дела будут возбуждаться и в отношении нефтяных компаний, а проверки пройдут также среди авиакомпаний и туроператоров, чтобы выяснить, не являются ли их наценки причиной высоких цен на топливо.
Но, по мнению экспертов, расследование ФАС вряд ли изменит ситуацию коренным образом. Как заявил вчера на пресс-конференции президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов, наказав отдельных представителей отрасли, государство лишь борется со следствием, а не с причиной сложившейся ситуации. «Государство должно определиться: либо у нас естественная монополия на нефтянку, и тогда оно берет на себя регулирование цен, либо у нас рыночные отношения в нефтяной отрасли, и тогда доступ на рынок открывается и цены регулируются его участниками. А у нас пока ни того, ни другого, отсюда и результат», — считает Смирнов.