ФАС: поправки для индикативных цен

ФАС РФ разработала поправки в закон «О защите конкуренции», направленные на развитие биржевой торговли нефтепродуктами.
Нефтяники поддержали инициативу ведомства, но подчеркивают, что механизм привлечения компаний к биржевым торгам должен основываться на экономической заинтересованности, а не на административном давлении.
Как пишет Интерфакс, одним из наиболее острых и нерешенных вопросов остается цена на нефтепродукты на внутреннем российском рынке. Пока в стране нет рыночных индикаторов, которые служили бы ориентиром для контролирующих органов, они де-факто могут считать их как им вздумается. Дискуссия о «формуле цены» идет жаркая, компромисс пока не найден.
ФАС постоянно ратует за развитие биржевой торговли, которая, по мнению чиновников, могла бы и сформировать те самые рыночные индикаторы. Но процесс в силу ряда объективных причин идет вяло. Чтобы изменить ситуацию, ФАС разработала поправки в антимонопольное законодательство.
«Цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась на товарной бирже», — говорится в тексте законопроекта. Это должно стать для производителей нефтепродуктов стимулом для активного участия в биржевых торгах. Но при этом ФАС вводит ряд условий для нефтяных компаний.
«Объем товара, продаваемого на бирже, должен составлять не менее 20% от объема производства хозяйствующего субъекта (его группы лиц), не занимающего доминирующего положения на рынке такого товара, и не менее 10% от объема производства хозяйствующего субъекта (его группы лиц), занимающего доминирующего положения на рынке такого товара», — указывается в документе.
Стоит отметить, что в другом варианте законопроекта, говорится уже об обязательной продаже 15% для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. Этот текст обсуждался 14 июля на встрече руководства ФАС с топ-менеджерами крупнейших нефтяных компаний (ЛУКОЙЛа, «Газпром-нефти», «Роснефти», ТНК-ВР) и представителями товарных бирж.
В целом дискуссия прошла весьма конструктивно, но ряд положений законопроекта вызвал вопросы у собравшихся. Прежде всего, это объем обязательной продажи нефтепродуктов на бирже. Нефтяники посчитали, что 15% — это слишком много, а 10% — это максимально возможная планка. Причем лучше, если эта цифра будет считаться не от общего объема производства, а от емкости внутреннего рынка.
При применении нормы в том виде, как она предлагается ФАС, возникает серьезный риск срыва долгосрочных контрактов на поставку топлива, нехватки ресурсов для загрузки собственных сбытовых сетей и даже остановки нефтеперерабатывающих заводов. Проблема в сложной логистике (большие расстояния, неравномерное распределение НПЗ по стране) и ограниченных мощностях по резервированию продукции.
Представители нефтяных компаний напомнили ФАС, что в мире нет таких высоких значений по биржевым продажам топлива. Возникли также вопросы и по таким пунктам, как определение базиса поставки и требования к стартовой цене. В законопроекте написано, что стартовая цена для продавцов, занимающих доминирующее положение на рынке, «определяется как средневзвешенная цена по сделкам предыдущей торговой сессии с минимальным отклонением 15%». Присутствовавший на встрече замруководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Сергей Харламов отметил, что это положение требует тщательного рассмотрения и уточнения, поскольку это порождает очень существенные скачки для участников торгов.
Глава ФАС Игорь Артемьев не стал делать категоричных выводов по итогам встречи. Он предложил всем ее участникам в недельный срок направить свои предложения по совершенствованию законопроекта.
Представитель ЛУКОЙЛа, говоря о предложениях ФАС, подчеркнул, что компания в целом поддерживает инициативу антимонопольного ведомства, поскольку это поможет наконец-то сформировать российский рыночный маркер, установить критерии при определении монопольно высокой цены и отказаться от бесконечного обсуждения формулы цены, жестко привязанной к экспортному паритету.
Очевидно, что с появлением «рыночного маркера» повысится и общая прозрачность топливного рынка, а у чиновников будет меньше возможностей для принятия субъективных решений при применении антимонопольного законодательства. Ну и, естественно, это даст толчок дальнейшему развитию биржевой торговли и повысит уровень конкуренции в стране. В тоже время, по словам представителя ЛУКОЙЛа, компания полагает, что для развития биржевой торговли необходимо снижать транзакционные издержки для ее участников, нужно установить крупные, высоколиквидные базисы поставок, правила участия и проведения торгов следует сделать простыми и понятными, а административное воздействие на весь процесс должно быть минимальным.
«Процесс биржевой торговли должен оставаться максимально свободным от вмешательства всевозможных регулирующих органов, — говорит представитель ЛУКОЙЛа. — Механизм привлечения коммерческих организаций должен основываться на экономической заинтересованности, а не на административной дубине».
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
2 комментария
  1. Как может появится рыночая цена при отсутствии ликвидностина самой бирже и проведения адресных сделок (по заранее обговоренной цене) между продавцом и покупателем через одного брокера???
    Какую цену хочу поставить — такую и поставлю! Потом бухгалтеря рзберется, куда и начто отнести! :(

    1. Где же она, ликвидность? ТНК-BP уверяет, что продаёт на торгах около 20% продукции. Да и другие компании всё больше участвуют в торгах.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
WSJ: американский бизнесмен хочет купить подорванный «Северный поток — 2» (Видео)
Возможность купить «Северный поток-2» может появится в случае банкротства его оператора Nord Stream 2 AG.
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»