ФАС оказала «медвежью услугу» российским автовладельцам?
Падение цен в крупнооптовом секторе российского рынка нефтепродуктов продолжается. На этой неделе лидерами снижения являются низкооктановый бензин марки А-7680 и высокооктановый бензин марки Аи-92. Однако, как и ранее, отрицательное движение оптовых цен не оказывает давления на розничный сектор, где темпы и объемы снижения крайне малы.
По мнению Алексея Миллера, эпоха дешевых энергоносителей миновала. И, судя по всему, российские потребители автомобильного топлива почувствуют это на себе больше других. Отечественным автовладельцам не стоит сильно радоваться оттого, что в среднем по стране с начала ноября, по данным Росстата, стоимость бензина упала на 1,8%, а дизельного топлива — на 1,7%, а в октябре цены на 1,5-2,5% и на 1,8% соответственно.
Осеннее снижение цен на автомобильное топливо — это реакция рынка на обвал котировок нефти. Однако в большей степени падению цен на нефтепродукты на внутреннем рынке может поспособствовать техническое перевооружение нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).Сейчас российский бензин просто не может подешеветь — перерабатывающие мощности давно уже устарели, себестоимость производства высока, глубина переработки редко где превышает 45-50 %.
Компаниям просто невыгодно существенно снижать цены на бензин в условиях, когда они испытывают нехватку денег. Нефтяники просят денег у государства и готовы получить их на достаточно невыгодных условиях — процентные ставки в разгар кризиса, даже на получение государственных денег, «кусаются». Вряд ли им захочется снижать цены на самый главный свой продукт, спрос на который на массовом розничном рынке не ослабевает, — сообщает «Росбалт».
Как ни парадоксально, снижению розничных цен на бензин не способствуют меры, предпринимаемые Федеральной антимонопольной службой. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России приняла решение оштрафовать нефтяные компании «Газпром нефть» и «ТНК-ВР Холдинг» за злоупотребление доминирующим положением на рынке. Сумма штрафа составит более 1 млрд руб. для каждой компании (http://www.eoil.ru/news/31725). Согласно решению комиссии ФАС, «Газпром нефть» должна выплатить 1,3 млрд руб., а «ТНК-BP» — 1,1 млрд руб. Ранее ФАС уже откладывала решение в отношении нефтекомпаний по ходатайству, а также для того, чтобы дать им возможность выполнить ряд требований и предписаний антимонопольного ведомства. Как сообщает «Коммерсант», в их число входили снижение цен на нефтепродукты и устранение дискриминационного ценообразования в отрасли.
Один миллиард рублей для одной нефтяной компании — это очень небольшая сумма для докризисного времени. Однако сейчас каждая новая статья расходов — удар по бюджету. И очень трудно представить, что нефтяники будут одновременно и выплачивать ставшие вдруг непосильными штрафы, и снижать цены. Тогда их рентабельность, как полагают эксперты, будет просто стремиться к нулю.
Между тем владельцы современных машин ждут качественного топлива, которое российские компании были не в состоянии дать даже до кризиса. Теперь выясняется, что ждать придется еще очень долго. Практически все российские нефтяники сократили инвестиционные программы — ЛУКОЙЛ, например, урезал ее почти вдвое, обещая, что если нефть скатится до $45 за баррель, то капиталовложения в 2009 году снизятся до $4 млрд против $10 млрд в текущем году. И экономить компания будет прежде всего на создании комплексов глубокой переработки нефти и гидрокрекинга. О сокращении инвестпрограмм объявили и другие нефтяники. «Газпромнефть» урежет свои инвестрасходы минимум на 20-25% — до 70 млрд руб., а может быть, и больше ( в зависимости от цен на нефть и экономических реалий). Инвестиции снижают и «Роснефть» с ТНК-ВР
Бензин АИ-92
24 ноября на Торговой площадке eOil.ru стоимость бензина марки Аи-92 не изменилась, как и объем предложения. Так, на конец дня средневзвешенная цена продажи составила 14 774 руб. за тонну, а объем предложения сохранился на отметке 14,5 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки осталась без изменений на уровне 13 000 руб. за тонну, объем спроса также не изменился и сохранился на уровне 1,5 тыс. тонн.
Дизельное топливо (летнее)
24 ноября стоимость дизтоплива летнего на Торговой площадке eOil.ru не изменилась, так, средневзвешенная цена продажи составила 14 946 руб. за тонну, а объем предложения остался на прежнем уровне 6б01 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки также осталась без изменений на уровне 12 000 руб. за тонну при стабильном объеме спроса 0,3 тыс. тонн.
P.S. Нефть дорожает в связи с укреплением доверия инвесторов и ростом привлекательности нефтяных фьючерсов из-за падения курса доллара. Цены на нефть выросли более чем на 4$ за баррель вместе с повышением показателей европейских и американских фондовых рынков после того, как правительство США гарантировало 306 миллиардов долларов активов компании Citigroup, крупнейшего американского банка. Правительственный план по оздоровлению Citibank поменял все: появилась надежда на то, что кредитные ресурсы подешевеют, и люди начнут совершать покупки, компании повысят спрос на сырьевые товары, и кредитный кризис закончится. Как считают эксперты, все типы рынков в настоящее время взаимосвязаны: если цены на ценные бумаги растут, то можно ждать удорожания сырьевых фьючерсов, даже если нет видимой взаимосвязи. (подробнее см. http://www.eoil.ru/news/31733)