ФАС направило в Минэнерго, МЭР и ФСФР проекты законов об обороте нефти и нефтепродуктов и ценах на них
18 марта 2011 г. во исполнение поручения Правительства РФ Федеральная антимонопольная служба направила на согласование в Министерство энергетики, Министерство экономики и социального развития и Федеральную службу по финансовым рынкам проекты законов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ», сообщает пресс-служба ФАС.
После рассмотрения законопроектов заинтересованными ведомствами документы будут направлены в Правительство РФ.
Основной целью законопроекта «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ» является стабильное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего спроса на нефть и продукты ее переработки на основе создания и развития рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли, а также стимулирование отрытой торговли и развития биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.
Для реализации целей законопроекта применяются три индекса рыночных цен: сопоставимых зарубежных рынков, биржевых и внебиржевых цен на нефть и основные нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, авиатопливо, мазут). Установлен порядок обязательной регистрации на биржах продаж нефти и нефтепродуктов всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющие свою деятельность на территории РФ. Устанавливается обязательность закупки части нефтепродуктов для нужд ведомств и компаний с государственным участием.
В целях развития биржевой торговли, совершенствования ее правил и организации системы ее гарантий, а также осуществления контроля организации торговли на товарных рынках создается Биржевой комитет.
Целью законопроекта «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ» является создание условий эффективного функционирования рынков нефти и нефтепродуктов. Для этого формируется ряд требований, направленных на обеспечение условий конкуренции. Так вводятся ограничения на совершение сделок слияний и приобретений на рынках розничной реализации моторного топлива, которые ведут к возникновению или усилению доминирующего положения. Создаются гарантии недискриминационного доступа к емкостям по хранению нефтепродуктов. Устанавливается запрет на совмещение хозяйствующими субъектами отдельных видов деятельности. Вводится требование об обязательном раздельном учете по видам деятельности на рынках нефти и нефтепродуктов. Задаются требования по раскрытию информации об остатках нефти и нефтепродуктов в соответствующих хранилищах.
«Цели этих законопроектов вытекают из целей и задач государственной политики: Энергетической стратегии России и Программы по развитию конкуренции», — говорит заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин. Он полагает, что, вместе с тем, пока отсутствуют законодательные механизмы для их реализации в полном объёме. В этой ситуации ФАС России вынуждена регулярно пресекать масштабные нарушения антимонопольного законодательства. Поэтому важно создать условия для рыночного ценообразования. Заместитель руководителя антимонопольной службы считает, что ценовой арбитраж биржевой и внебиржевой торговли, сделок на внутреннем и зарубежных рынках, публикация информации по торгуемым ценам и объёмам, по объёмам хранения, введение раздельного учёта затрат и доходов по основным видам деятельности, меры структурного и поведенческого характера и другие механизмы, направленные на обеспечение рыночного ценообразования, будут способствовать устойчивому росту экономики.