ФАС готовится выпороть "Газпром". Борьбой с монополиями займутся суды и МВД
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) до конца года собирается оштрафовать на миллионы долларов нефтяников, «Газпром», РАО «ЕЭС России» и ОАО «Российские железные дороги». Об этом заявил вчера на коллегии ФАС глава ведомства Игорь Артемьев. «Мы планируем провести несколько знаковых судебных процессов, которые изменят отношение крупных компаний к антимонопольному праву, — сказал вчера Артемьев. — Думаю, благодаря новому закону о конкуренции первые такие дела мы выиграем в сфере железнодорожных перевозок, электроэнергетики, газоснабжения и торговли нефтепродуктами».
С 26 октября 2006 года в России вступает в силу новый закон «О защите конкуренции», который облегчает доказательства признаков ценового сговора. Кроме того, антимонопольная служба уже подготовила поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые серьезно ужесточают наказание за нарушение антимонопольных норм. Если сегодня компаниям-монополистам грозят штрафы в десятки тысяч рублей, а максимальное наказание составляет 5 тыс. МРОТ, то поправки в КоАП предусматривают штрафы до 4% с оборота. А это уже совсем другие цифры. В июне правительство одобрило ужесточение наказаний за недобросовестную конкуренцию, и сами поправки в КоАП могут быть приняты Госдумой уже в этом году — по крайней мере на это надеются в ФАС. Если ожидания антимонопольной службы оправдаются, то злоупотребление доминирующим положением будет стоить компаниям от 0,5 до 2% суммы их выручки. А участие в согласованных действиях по ограничению конкуренции обойдется уже от 1 до 4% выручки.
Еще одна законодательная инициатива ФАС предполагает реанимацию уголовного наказания за ограничение конкуренции. Нынешняя редакция ст. 178 статьи Уголовного кодекса (недопущение, ограничение или устранение конкуренции) ни разу не применялась из-за юридических тонкостей, среди которых — необходимость доказательства ущерба неограниченному кругу лиц.
Изменения в эту статью, которые уже подготовлены в ФАС, отменяют необходимость доказательства ущерба и ограничиваются только формальными признаками деяния. «Если менеджеры получат два-три месяца тюрьмы, то уже это станет серьезным уроком для бизнеса», — мечтает Игорь Артемьев. Впрочем, максимальное наказание за ограничение конкуренции — 10 лет заключения — скорее всего, сохранится и в новой редакции 178 статьи УК. «Сейчас в МВД создан специальный отдел по монопольным расследованиям, но он маленький. Мы намерены поставить вопрос о том, чтобы был создан департамент», — заявил вчера Игорь Артемьев.
Сегодня для наказания компаний представители ФАС должны доказать в суде наличие картельного сговора — письменного или устного. Однако после 26 октября ФАС будет достаточно привести примеры «согласованных действий как самостоятельных видов антиконкурентных преступлений». Под согласованными действиями в новом законе понимается основанный на информационном обмене отказ от конкуренции в ущерб интересам потребителя. Другими словами, если компании проводят похожую ценовую политику, а их руководители имели возможность для обмена телефонными звонками или электронными письмами, то это уже признаки «согласованных действий», за которыми может последовать немалый штраф. Кроме того, в новом законе введено понятие «коллективного доминирования», а также снижена доля доминирующей на рынке компании — с 65 до 50% рынка. Предусматривается и возможность установления федеральными законами доминирования компании с долей менее 35%. Специальная норма закона запрещает существование при естественных монополиях карманных страховых и пенсионных фондов. В связи с этим «Газпром», РАО «ЕЭС» и «Российские железные дороги» должны будут отбирать страховые и пенсионные компании не по собственному усмотрению, а путем проведения открытого конкурса или аукциона.
Впрочем, при всех видимых ужесточениях новый закон о защите конкуренции, возможно, окажется более удобным для бизнеса, чем действующий. Во-первых, исполнение любого предписания ФАС может быть приостановлено путем подачи заявления в суд, в том числе арбитражный. Во-вторых, любая монополия или доминирующая компания может перестать быть таковой, если она докажет свою конкуренцию на глобальном рынке за пределами территории Российской Федерации. В этом случае никаких претензий со стороны ФАС можно будет не опасаться.