Ежи Бар: Нас, конечно же, несколько огорчает, что есть некие совпадения: если не пожар, то идет ремонт
Сегодня в Хельсинки, куда вчера вечером прибыл Владимир Путин, начнет работу 18-й саммит Россия — ЕС. На саммите российская делегация и представители ЕС обсудят широкий круг тем — от торговли до международной безопасности. Однако к переговорам о новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (нынешнее истекает через год) они не приступят — из-за особой позиции Польши. Нынешний председатель ЕС Финляндия не смогла убедить поляков отказаться от вето, наложенного на переговоры между ЕС и Россией относительно нового договора о стратегическом партнерстве. Польша потребовала, чтобы Россия открыла границы для импорта сельскохозяйственной продукции из этой страны, и призвала Россию к ратификации Энергетической хартии.
Журналисты «Газеты» побеседовали с Ежи Баром, чрезвычайным и полномочным послом Республики Польша в Российской Федерации, о взглядах польской стороны на некоторые экономические проекты, при реализации которых сталкиваются интересы наших стран (в частности, о развитии литовского нефтеперерабатывающего завода Mazeikiu nafta).
В мае этого года польская нефтегазовая компания PKN Orlen подписала с «ЮКОСом» договор о покупке 53, 7% акций Mazeikiu nafta (MN) за 1, 492 млрд долл., а также с правительством Литвы — о приобретении у него 30, 66% акций нефтеконцерна за 851, 8 млн долл. Стоит напомнить, что в аукционе принимали участие такие компании, как «ЛУКОЙЛ», «КазМунайГаз», ТНК-ВР. Кроме того, аналитики отмечали интерес к этому активу «Роснефти». Конкурсный управляющий «ЮКОСа» Эдуард Ребгун был противником сделки по продаже MN полякам, ссылаясь на неплатежеспособность PKN Orlen.
Основополагающим условием для победы в аукционе было обеспечение НПЗ бесперебойными поставками нефти, однако уже через два месяца после подписания соглашения на нефтепроводе «Дружба» произошла авария, и польским нефтяникам приходилось поставлять нефть танкерами из Венесуэлы. Завод строился в советские времена и был «заточен» под переработку тяжелой нефти, такой как Urals. A в октябре на Mazeikiu nafta случился сильный пожар. И PKN Orlen заявила о том, что приобретет акции MN не раньше первого квартала 2007 г., поскольку ожидает выводов комиссии, расследующей пожар на НПЗ.
Польские бизнесмены заявляли о своих сомнениях в случайности аварии на нефтепроводе «Дружба».
На вопрос, имеет ли эта версия право на существование, господин посол Ежи Бар ответил: «Что касается самой аварии, то, как вы догадываетесь, я не специалист по авариям труб — вне зависимости от того, куда они ведут. Многое из того, что происходит в этой сфере, касается не мира политики, а мира экономики и финансов… Сейчас я не могу сказать, чем все это кончится… Судьба американцев (компании Williams International, которая владела MN до «ЮКОСа».) не испугала поляков. Раньше я работал послом Польши в Литве, и я знаю обстоятельства ухода американцев».
«Еще пять лет назад мы все не могли предположить, что события будут развиваться настолько драматично! — заявил посол. — Цены на энергоресурсы необыкновенно высоки. И все пытаются заниматься диверсификацией. История с Mazeikiu — по всей видимости, часть этой диверсификации».
Продолжая тему Mazeikiu nafta, Ежи Бар отметил: «Нас, конечно же, несколько огорчает, что есть некие совпадения: если не пожар, то идет ремонт. И никто не отвечает, когда ремонт кончится. Однако прежде всего это риск покупателя».
Аналитики усомнились в реальности приобретения MN польской компанией, так как в соглашении прописано, что сделка может быть расторгнута, если до ее завершения рыночная цена нефтеконцерна снизится. Тем не менее 7 ноября Еврокомиссия разрешила PKN Orlen приобрести до 100% акций MN. Согласно сообщению пресс-службы правительства Литвы, распространенному на этой неделе, сделка должна быть завершена до 15 декабря. До этого времени необходимо выполнить определенные правовые действия, поэтому премьер Литвы Гедиминас Киркилас и глава польского концерна Игорь Халупец договорились, что специалисты двух стран встретятся в ближайшее время для согласования технических вопросов сделки.
Стоит отметить, что в данном случае речь идет о приобретении пакета, принадлежащего правительству Литвы, то есть о 30, 66% акций Mazeikiu nafta.
Что касается критических комментариев еврочиновников в адрес российских нефтегазовых госкомпаний, то их Ежи Бар прокомментировал так: «Нас также огорчает, что в Европе, которая стоит на новом этапе развития, появляется некая идея о том, что энергетические ресурсы можно рассматривать как определенный вид оружия. Эта философия абсолютно идет вразрез с потребностями сегодняшнего дня. Я понимаю, что некоторым людям, мыслящим в категории борьбы, это кажется хорошим оружием. Это плохая точка зрения, ведь каждая страна нуждается в любой другой».
«Кому-то показалось, что он нашел золотой ключик к историй и к будущему. Мол, у меня есть что-то, чего у тебя нет. Такой способ мышления довольно стар», — резюмировал дипломат.