Экспортно-импортное напряжение
Счетная палата вчера опубликовала итоги проверки деятельности РАО «ЕЭС России» за 2004-2005 годы и пришла к сенсационному выводу: энергохолдинг якобы незаконно осуществляет экспортно-импортную деятельность. Как известно, оператором внешнеэкономической деятельности в сфере электроэнергетики является компания «Интер РАО ЕЭС», которая на 60% принадлежит РАО, на 40% — госконцерну «Росэнергоатом». Этим статусом ее наделило РАО как субъекта оптового энергорынка. Статус субъекта, в свою очередь, «Интер РАО» получила от Федеральной энергетической комиссии (ФЭК), однако Счетная палата считает, как передает Интерфакс, что это решение должно было подтвердить правительство, чего сделано не было. Таким образом, делает вывод ведомство Сергея Степашина, оператор внешнеторговой деятельности в электроэнергетике не предусмотрен. В РАО заявляют, что экспортно-импортную деятельность «Интер РАО» осуществляет с согласия государства — соответствующее решение утверждалось советом директоров. А бывший в 2004 году руководителем ФЭК Георгий Кутовой заявил «Времени новостей», что юридически РАО имеет право делегировать статус экспортно-импортного оператора любому участнику оптового рынка по договору агентских услуг. Этот спор мог бы показаться неким недоразумением, однако, учитывая, что РАО намерено в ближайшее время продать свою долю в «Интер РАО», вероятнее всего, речь уже идет о том, чтобы сбить цену на еще не выставленный на аукцион актив. Инвестбанк CSFB в 2005 году оценил стоимость «Интер РАО» в 1,2 млрд долл.
Согласно материалам проверки Счетной палаты, функция экспорта-импорта электроэнергии закреплена за РАО постановлением правительства от 1996 года. Однако в 2002-2003 годах разразился конфликт между энергохолдингом и «Росэнергоатомом» — атомщики хотели самостоятельно экспортировать энергию в Грузию, но РАО им отказало, так как само было намерено использовать сети в аналогичных целях. В итоге, вспоминает бывший вице-президент «Росэнергоатома» Сергей Яшечкин, разбирательство вышло на уровень Министерства по антимонопольной политике. Компромиссом стала продажа «Росэнергоатому» 40% акций «Интер РАО», а также наделение последней статусом оператора импортно-экспортной деятельности.
Однако в материалах ведомства Сергея Степашина приводятся такие подробности: соглашение с атомным концерном предусматривало, что «Интер РАО» возьмет на себя функции экспортно-импортного оператора лишь после принятия правительством специального документа, определяющего соответствующий порядок деятельности, однако документ так и не был принят. Таким образом, делает вывод СП, законодательством по функционированию электроэнергетики назначен только один торговый оператор оптового рынка — некоммерческое партнерство Администратор торговой системы, а оператор внешнеторговой деятельности не предусмотрен.
Несмотря на это, продолжают аудиторы, РАО постепенно передало все свои полномочия экспорта-импорта электроэнергии «Интер РАО». Так, в 2004 году энергохолдинг запретил другим своим «дочкам» осуществлять внешнеторговые операции без участия «Интер РАО», а контроль за исполнением этого приказа возложил на члена правления Андрея Раппопорта, который одновременно возглавляет совет директоров оператора. Этот шаг, по мнению Счетной палаты, не соответствует федеральному закону «Об основах госрегулирования внешнеторговой деятельности», по которому исключительное право на экспорт-импорт товаров может быть закреплено за какой-либо организацией только на основании федерального закона. «Решение РАО являлось нарушением действующего антимонопольного законодательства и было принято руководством РАО с превышением имеющихся полномочий по организации экспортно-импортной деятельности, — говорится в отчете о проверке. — На сегодняшний день экспорт и импорт электроэнергии осуществляется в отсутствие законодательно отработанного и утвержденного порядка его осуществления».
Абсолютно все опрошенные участники рынка считают, что документ Счетной палаты является серьезным инструментом торга в процессе будущей продажи «Интер РАО». При этом основным претендентом на актив является «Газпром», хотя нельзя исключать, что на открытых торгах с ним могут посоревноваться и другие энергетики. Как считают эксперты, статус экспортно-импортного оператора играет существенную роль в деятельности «Интер РАО». А потому весьма важно, как будет в будущем регулироваться экспортно-импортная деятельность в электроэнергетике.
Г-н Кутовой, который сейчас работает советником главы «Мечела» по энерговопросам, полагает: главное, что необходимо сделать в процессе либерализации рынка электроэнергетики — это ликвидировать монополию «Интер РАО». Тем более, по его мнению, «Газпром» не должен быть монополистом в экспорте и газа, и электроэнергии. «Когда мы стремимся к Единому экономическому пространству со странами СНГ, мы должны разрушить все, что мешает свободной экономической деятельности, и прежде всего — монополию в рамках купли-продажи электроэнергии». По его словам, многие крупные предприятия, которые стали работать на оптовом рынке электроэнергии в России, уже столкнулись с монополизмом «ИнтерРАО». «В частности, входящий в «Мечел» Челябинский металлургический комбинат подготовил соглашение на покупку электроэнергии в Казахстане с Экибастузской ГРЭС — даже с учетом абонплаты в адрес РАО было бы выгоднее покупать энергию в Казахстане, чем на российском рынке, — говорит г-н Кутовой. — Но мы столкнулись с «Интер РАО». А стоимость их услуг равна стоимости казахской энергии плюс стоимости услуг всех посредников и платежей».
Таким образом, считает он, нужно ликвидировать экспортно-импортный монополизм хотя бы внутри СНГ. Однако даже в этом случае цена «Интер РАО» при продаже будет снижена, и РАО на свою инвестпрограмму получит меньше средств. Так что, как недавно говорил Анатолий Чубайс, топ-менеджмент РАО находится в таком состоянии по вопросу продажи экспортно-импортного оператора, что готов к любому решению государства, лишь бы оно, наконец, было принято. По материалам «Времени новостей».