Дорогая нефть и дешевые кредиты спасут Россию?
Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман призывает ЕС и США увеличить объемы антикризисных планов. Он убежден, что для выхода из кризиса странам надо потратить 4% ВВП. Ни Штаты, ни Евросоюз до этого уровня не дотягивают. Зато Россия кругмановский норматив перевыполнила в три раза: если верить Владимиру Путину, с учетом мер ЦБ антикризисный пакет стоит около 12% ВВП. Россия не только рекордсмен по падению бюджетных доходов — до 30% против 10–15% в Европе. У России рекордный бюджетный дефицит и одновременно самая объемная программа поддержки спроса. Конечно, сама по себе эта программа страну не вытащит, — пишет runewsweek.
И все-таки у России есть шанс начать выходить из кризиса раньше, чем остальные. К такому выводу пришел главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков. Главная примета кризиса — не падение цен на нефть, а резкое сокращение объема денег в экономике. Мысль Гавриленкова состоит в том, что и до кризиса российская экономика была не слишком монетизирована, и поэтому восстановить прежний уровень денежного предложения сравнительно легко.
«Мы уже внизу либо близки к нижней точке, — цитировали в пятницу РИА “Новости” первого вице-премьера Игоря Шувалова. — У нас есть ощущение, что к концу года может быть и рост». Конечно, если снова не упадут цены на сырье, оговорился чиновник. В конце недели цена нефти пошла вверх и достигла пика — если мерить с того момента, как она стала падать.
Оптимистам в России добавляют уверенности хорошие новости из Соединенных Штатов. Американские банки один за другим отчитываются о прибылях за первые месяцы 2009 года. Их акции растут в цене и тянут за собой весь рынок. Стратег Citibank Тобиаш Левкович говорит, что фондовый рынок США сейчас проходит дно: ниже котировки уже не упадут. Напротив, Левкович ждет роста. А вслед за ростом акций начнет поправляться и экономика. К 2011 году — число экспертов, которые так считают, растет — большинство стран мира выйдут на устойчивый рост.
Главное условие выхода из кризиса — возобновление кредитования экономики. На рыночных условиях — то есть без звонка сверху — кредиты выдаются по заоблачным ставкам, банки требуют до 30% годовых. Банки выдавать кредиты не перестали, так как именно для этого берут деньги у государства, ведь кредитование экономики было условием господдержки, но предлагали их на таких условиях, что никто не брал. Вплоть до конца января банки эти деньги вкладывали проще и выгоднее: покупали валюту, курс которой неуклонно рос.
Наконец, 22 января Центробанк объявил, что девальвация закончена. При текущих макроэкономических показателях курс сбалансирован, сказал глава ЦБ Сергей Игнатьев. Главный макроэкономический показатель в России — цена на нефть. Нефть падала — рубль снижался к доллару и евро. Все ждали встречи стран-членов ОПЕК в марте. Она прошла 15 марта в Вене — шейхи обсуждали, как поддержать цены на черное золото. Все были уверены, что шейхам придется снизить добычу нефти на 1 млн тонн. Но квоты изменены не были. А цены, вместо того чтобы падать, выросли.