Допинг для сырьевых достижений
Россия тратит на энергетические субсидии $79 млрд в год.
Среднегодовой объем господдержки добычи ископаемого топлива в странах «большой двадцатки» в 2013-2014 годах составлял $452 млрд, заключают авторы исследования «Пустые обещания: субсидирование производства нефти, газа и угля в G20», опубликованного в преддверии саммита G20 в Анталье и климатической конференции в Париже. Объем господдержки в РФ — $79,2 млрд, из которых $23 млрд составляют налоговые льготы и трансферты. Несмотря на международные обязательства и внутренние программы реформ, их объем не снижается.
Аналитики из Overseas Development Institute, Oil Change International и Международного института устойчивого развития (МИУР, соавторы специального раздела о РФ) выпустили первое исследование, посвященное анализу господдержки добычи ископаемого топлива в странах G20. В 2009 году на антикризисном саммите в Питсбурге главы стран G20 взяли на себя обязательства отказаться от субсидирования ископаемого топлива. Такие субсидии были признаны неэффективными и с экономической (субсидируется нерентабельная добыча), и с экологической точки зрения. По оценкам авторов исследования, среднегодовой объем господдержки добычи нефти, газа и угля в этих странах в 2013-2014 годах составил $452 млрд в год, что в четыре раза превышает объем поддержки возобновляемой энергетики. Эта сумма учитывает бюджетную поддержку (налоговые льготы, прямые субсидии и расходы на отраслевые исследования), инвестиции госкомпаний и финансирование отрасли за счет государственных фининститутов, что соответствует определению субсидий в ВТО. Объем поддержки может быть значительно большим — далеко не вся информация о соответствующих операциях госсектора открыта (в частности, это касается скромных объемов поддержки в США, ЕС, Канаде, Японии и Австралии, см. график).
В последние годы объем субсидий рос или оставался неизменным и в США (несмотря на призыв президента Барака Обамы лишить нефтяную отрасль налоговых уступок), и в Великобритании (несмотря на заявления правительства о реформе поддержки сектора). Не менялась ситуация и в РФ — хотя Энергетическая стратегия и Концепция развития РФ до 2020 года содержат обещания реформ. Для России объем прямой бюджетной поддержки оценивается авторами исследования в $23 млрд в год (главным образом в виде налоговых льгот). Отметим, что оценки исследования заметно выше сделанных ранее Международным институтом устойчивого развития, где в 2010 году насчитали $14,4 млрд налоговых вычетов для добывающих компаний нефтегазового сектора (см. «Ъ» от 20 февраля 2012 года). Еще $50 млрд в год приходится на инвестиции госкорпораций («Газпрома», «Роснефти» и «Башнефти», которая стала государственной в 2014 году), плюс $6,7 млрд обнаружено в финансировании производства ископаемого топлива на уровне государственных финансовых институтов в России и за границей — Российского банка развития (в угольные проекты), Сбербанка (добычу и переработку нефти) и ВТБ (главным образом в угольные проекты).
Напомним, что весной 2015 года в Аналитическом центре при правительстве РФ по заказу Белого дома изучали вопрос реформы субсидирования ископаемого топлива. Тогда, в том числе в РАН, заключили: энергетическое субсидирование — чрезвычайно затратный инструмент госрегулирования, который приводит к чистым потерям для экономики и препятствует структурным изменениям. «Мы написали аналитические материалы, отправили их в правительство, наравне с нашим исследованием по энергетическим субсидиям в мире. После этого системной работы по данному направлению не велось, во всяком случае, нам об этом неизвестно»,— заявил «Ъ» эксперт Аналитического центра Александр Курдин.