Доля нефтегазовых доходов бюджета упала до семилетнего минимума
Доля нефтегазовых доходов федерального бюджета в марте составила чуть больше 28,5 процента, следует из статистики минфина. В последний раз этот показатель опускался так низко в 2009 году. Снижение поступлений госказны от нефти и газа пока не является тенденцией, но скоро может ею стать из-за снижения веса «черного золота» во всем мире.
В первом квартале 2016 года российский бюджет получил чуть более 2,9 триллиона рублей доходов. Доля нефтегазовых поступлений, складывающихся из налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и продукты из них, за первые три месяца даже не превысила отметки в триллион рублей (34,1 процента). В марте нефтегазовые доходы составляли только 28,55 процента бюджетных поступлений, в феврале — 42,34 процента, в январе — 33,92 процента.
Главная причина текущего падения уровня нефтегазовых доходов — снижение цен на нефть, рассказывает главный экономист независимого национального отраслевого консультанта по вопросам развития ТЭК России Vygon Consulting Сергей Ежов. «К примеру, в январе — феврале 2016 года цена составила 28-30 долларов за баррель по сравнению с 50 долларами за баррель, заложенными в бюджете. При прочих равных снижение цены привело бы к падению нефтегазовых доходов в первом квартале на 0,75 триллиона рублей по сравнению с бюджетом-2016, однако за счет роста курса доллара к рублю около 0,4 триллиона рублей было компенсировано», — отметил эксперт.
По его словам, низкие мартовские показатели связаны не только со снижением цен на нефть, но и с неравномерностью поступлений ненефтегазовых доходов, которые в марте превысили показатели февраля в 1,8 раза. «Соответственно, мартовский показатель не является тенденцией, и средняя доля нефтегазовых доходов в 2016 году будет выше даже в негативном ценовом сценарии», — считает Сергей Ежов.
10 процентов должны занимать нефтегазовые доходы в структуре бюджета, чтобы можно было говорить о преодолении сырьевой зависимости.
Доля ненефтегазовых доходов сейчас резко доминирует над сырьевыми поступлениями в основном из-за сокращения последних на 36 процентов. По словам Сергея Ежова, некоторое снижение объемов ненефтегазовой экономики компенсировалось инфляционными факторами и ростом ставок акцизов в 2016 году. «В результате общая сумма ненефтегазовых доходов в первом квартале 2016 года, выраженная в рублях, выросла на 1 процент по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — добавил он.
При этом в дальнейшем доля нефтегазовых доходов федерального бюджета будет зависеть все же в основном от уровня цен на нефть. Если стоимость барреля российской марки Urals останется на текущих отметках около 40 долларов, то во втором квартале доля нефтегазовых доходов госказны вырастет до 40-41 процента, прогнозирует Сергей Ежов. «В целом по году следует ожидать доли нефтегазовых доходов около 37-38 процентов», — полагает он. По мнению эксперта, по сравнению с проектировками бюджета-2016 снижение нефтегазовых доходов может составить 1,2-1,4 триллиона рублей.
Ранее министр финансов РФ Антон Силуанов заявлял, что российская экономика должна научиться работать при колебаниях цен на нефть возле уровня 40 долларов за баррель. Он также отмечал, что для России создадут условия развития несырьевых секторов экономики, а зависимость от экспорта сырья будет снижаться.
По мнению директора Научно-исследовательского финансового института минфина Владимира Назарова, при текущей доле нефтегазовых доходов федеральный бюджет нельзя назвать полностью сбалансированным. Положительным явлением в плане ухода от сырьевой зависимости можно считать показатель нефтегазовых поступлений госказны ниже 30 процентов, если он станет тенденцией, полагает эксперт. «Но на самом деле уровень нефтегазовых доходов выше 10 процентов уже серьезно влияет на бюджет», — добавляет Владимир Назаров.
10-процентного показателя можно достичь не раньше чем через десять лет, считает собеседник «РГ». Однако процесс ухода экономики от нефтяной зависимости могут ускорить объективные причины. Не исключено, что время нефти как источника ренты для бюджетов стран-нефтепроизводителей подходит к концу. «Скорее всего, нефть станет обычным товаром. Похоже, что цены на нее долгие годы будут зависеть больше от внедрения новых технологий и спроса потребителей, а не интересов экспортеров. Встреча стран — производителей нефти в Дохе, окончившаяся неудачей, также это показала», — сказал Владимир Назаров.
Снижению российской экономики и бюджета от экспорта энергоносителей могут поспособствовать структурные реформы, о необходимости которых не раз заявляли Антон Силуанов и глава Банка России Эльвира Набиуллина. По мнению Владимира Назарова, первыми в списке таких реформ должны стоять более масштабная, чем сейчас, приватизация компаний госсектора, повышение пенсионного возраста и адресный подход к социальным расходам, а также перераспределение расходов федерального бюджета в пользу образования и здравоохранения.