Долги Антипинского НПЗ оказались больше, чем ожидал Сбербанк
Как стало известно Forbes, Сбербанк обнаружил у Антипинского НПЗ забалансовые обязательства, и это могло стать одной из причин банкротства. Однако бывший топ-менеджер крупнейшего в России независимого НПЗ настаивает на том, что банк знал об этих обязательствах
Основатель Антипинского НПЗ Дмитрий Мазуров привлекал на аффилированные с ним трейдерские структуры кредиты под поручительства предприятия, рассказал Forbes бывший сотрудник Сбербанка (основной кредитор НПЗ), и подтвердил бывший топ-менеджер НПЗ. Об этом знает и один из кредиторов НПЗ.
По словам бывшего сотрудника Сбербанка, менеджмент госбанка узнал о схеме летом 2018 года. Тогда госбанк получил «золотую акцию» в кипрском офшоре Vikay, через который Мазуров владел НПЗ. По словам собеседника Forbes, примерно в то время выяснилось, что у НПЗ существуют поручительства, которые не отражались в отчетности. Объем вскрывшихся обязательств финансист оценивает в $1-1,5 млрд.
«Средства занимались для восполнения устойчивости работы завода, дабы дотянуть до конца строительства и выйти на профицитную экономику, которая позволила бы окупать завод», — поясняет бывший топ-менеджер НПЗ. В строительство завода было вложено $2,8 млрд, $500 млн составили убытки предприятия от налогового маневра, еще в $500 обошлась покупка нефтяных месторождений в Оренбургской области, перечисляет собеседник Forbes: итого $3,8 млрд. Сбербанк же до окончания модернизации завода осенью 2018 года предоставил лишь $2,5 млрд кредитов, сетует он: «Недостающие средства как раз и занимались в Промсвязьбанке и МКБ через кредиты на дружественных [Мазурову] трейдеров, а трейдер ВТБ обеспечивал часть оборотного капитала». Сумму кредитов в сторонних банках он оценивает в $500 млн. Сбербанк был в курсе сделок, утверждает бывший сотрудник НПЗ.
Поручительства завода со Сбербанком не согласовывались, возражает нынешний менеджер НПЗ. Их объем он оценивает в сумму «до $1 млрд». Бывший сотрудник Сбербанка с ним согласен: «То, что нам представляли как собственные средства, оказалось заемным». Сбербанк считал Антипинский НПЗ «прекрасным» заемщиком, который «вытягивал все кредиты», рассказывает он. Финансовые модели менеджмента завода, под которые Сбербанк кредитовал НПЗ, якобы «летали» до тех пор, пока не вскрылись забалансовые обязательства. Доверие к менеджменту было подорвано, заключает собеседник Forbes.
В ноябре 2018 года Сбербанк инициировал смену гендиректора НПЗ. По итогам 2018 года долговая нагрузка Антипинского НПЗ превысила 20 EBITDA, писали «Ведомости» со ссылкой на отчет компании по РСБУ. Из-за невозможности обслуживать долг предприятие 18 мая инициировало собственное банкротство. Сумма требований к заводу превысила 346 млрд рублей, или $5 млрд. Долг перед Сбербанком составляет около $3 млрд (после окончания модернизации банк выделил НПЗ дополнительные средства на оборотный капитал). Среди остальных кредиторов Промсвязьбанк и МКБ, следует из данных портала «Федресурс».
Долговая нагрузка НПЗ оказалась существенно больше, чем предполагал Сбербанк, сообщила его представитель: «Естественно, это является для нас проблемой». Она считает, что это могло стать одной из причин текущей ситуации на заводе. Налоговый маневр оказал существенное влияние на экономику завода, признает представитель Сбербанка, но оценить его последствия и сделать вывод об убытках «не представляется возможным». В группе New Stream Дмитрия Мазурова и ВТБ отказались от комментариев, в Промсвязьбанке и МКБ не ответили на вопросы Forbes.
Прогноз ценовых колебаний с 3 по 7 июня 2019