Долг арбитражем красен
В пятницу арбитражный суд Москвы отменил четыре решения Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) при ТПП РФ о взыскании с «Роснефти» свыше $490 млн. Долг возник из-за того, что люксембургская Yukos Capital, аффилированная с ЮКОСом, предоставила в 2004 году внутрикорпоративный кредит на $450 млн ОАО «Юганскнефтегаз» (ЮНГ), находившемуся в тот момент под контролем ЮКОСа. В конце 2004 года ЮНГ перешел под контроль «Роснефти» и долг возвращать не стал. Yukos Capital предъявила четыре иска в МКАС, который в сентябре 2006 года вынес решения в ее пользу, пишет КоммерсантЪ.
Взыскивать деньги предстояло с «Роснефти», консолидировавшей активы и ставшей правопреемником ЮНГ. 19 декабря 2006 года решения МКАС признал суд Амстердама.
По ходатайству Yukos Capital он наложил арест на причитающуюся «Роснефти» долю средств от продажи зарубежного актива ЮКОСа – 53,7% акций литовского НПЗ Mazeikiu Nafta, проданных польской PKN Orlen за $1,492 млрд. Распределение этих средств между кредиторами ЮКОСа происходит под контролем суда в Нидерландах. Помимо «Роснефти», требования которой к ЮКОСу на $455 млн признал амстердамский суд, на средства от продажи Mazeikiu Nafta в сумме $655 млн претендует кипрская Moravel Investsment Ltd (ее бенефициаром является основной акционер ЮКОСа Group MENATEP).
Для снятия ареста со средств в Нидерландах «Роснефти» необходимо было добиться отмены решения МКАС. Ходатайствовать об этом можно было только в арбитражном суде Москвы, поскольку МКАС находится в Москве.
«Отмена решений МКАС компетентным государственным судом в России служит основанием для отмены обеспечительных мер, принятых голландским судом для исполнения этих решений МКАС»,– считает управляющий партнер адвокатского бюро «Форум» Кирилл Нам.
Дело об отмене решений МКАС длилось в арбитражном суде Москвы около четырех месяцев. Закон «О международном коммерческом арбитраже» допускает отмену решений только в исключительных случаях, когда арбитрами были допущены грубые процессуальные нарушения. Нарушений «Роснефть» нашла два: в процессе арбитражного разбирательства у компании было недостаточно времени на изучение документов, а у арбитров имелась заинтересованность в исходе дела. Заинтересованность «Роснефть» объясняла тем, что двое из трех арбитров участвовали в конференциях по арбитражу в Москве и Вене, а в числе их организаторов фигурировало адвокатское бюро «Номос», глава которого представлял потом в МКАС Yukos Capital.
В пятницу представители Yukos Capital заявили в арбитражном суде Москвы, что денег за участие в конференциях арбитры не получали. Адвокат «Роснефти», однако, доказывал, что для возникновения у арбитров заинтересованности достаточно одних только контактов с организатором конференций. Сейчас, правда, невозможно понять, с какими именно аргументами «Роснефти» согласился суд, поскольку определения в полном объеме еще не готовы.
В МКАС прокомментировать ситуацию отказались. Эксперт по международному коммерческому арбитражу, с которым удалось поговорить корреспонденту Ъ, сообщил, что такое решение не является благоприятным с точки зрения развития арбитража, однако профессионально оценить определение суда можно будет только после изучения полного текста.
Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) в последнее время несколько раз пересматривал отказы нижестоящих инстанций признать решения международного коммерческого арбитража. Так, осенью прошлого года президиум ВАС признал решения МКАС о взыскании $7,5 млн с ОАО «Южно-Верхоянская горнодобывающая компания» по займам, которые в 2001-2002 годах выдал акционер компании – ирландская Celtic Resources Plc. Тогда же президиум ВАС признал решение Стокгольмского арбитража о взыскании с Московского НПЗ в пользу американской Joy Lud около $28 млн. В январе этого года коллегия судей ВАС передала в президиум дело о признании решения Лондонского арбитража о взыскании с ЮКОСа около 18,9 млрд руб. в пользу Moravel Investments. Дело, правда, пока не рассмотрено.
Адвокаты Yukos Capital пока не решили, подавать ли кассационную жалобу на определения арбитражного суда Москвы. Подача жалобы, однако, не помешает «Роснефти» требовать в суде Амстердама отмены обеспечительных мер, поскольку определения об отмене решений МКАС вступят в силу немедленно. В «Роснефти» говорят, что удовлетворены решением арбитражного суда Москвы, но возможность обращения в голландский суд пока не комментируют.