Добыча нефти в России упадет при цене ниже $40 за баррель
Добыча нефти в России, скорее всего, может упасть при цене ниже $40 за баррель, рассказал первый заместитель министра энергетики Алексей Текслер. При текущих ценах на нефть (около $50 за баррель) Минэнерго падения добычи не ожидает, в том числе в 2016 г. «Мы анализировали данные компаний, пока еще ни одна из них не заявила о снижении добычи», – объяснил чиновник (цитата по «Интерфаксу»). В пятницу баррель сорта Brent торговался на уровне $48,6.
Нефтяные компании на вопросы «Ведомостей» о возможном снижении добычи не ответили. Представитель «Роснефти» сказал лишь, что компания не меняет своих планов и проводит политику наращивания добычи. Ранее президент компании Игорь Сечин говорил, что «Роснефть» готова к любому развороту цен на нефть, так как «себестоимость добычи компании является самой низкой в мире». Президент «Лукойла» Вагит Алекперов недавно рассказывал в интервью «Ведомостям», что компания может работать и при $24 за баррель. Но в среднесрочный план «Лукойл» все-таки закладывает $50 за баррель при курсе доллара в 70 руб.
С момента начала падения цен на нефть российские нефтяные компании уже сократили капзатраты на 15–30% в долларовом выражении, оценивал руководитель энергетического департамента Института энергетики и финансов Алексей Громов. Уже эти сокращения теоретически должны привести к снижению темпов роста добычи, но через несколько лет, прогнозирует портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев. Пока, по его оценке, в 2015 г. добыча в России составит 530 млн т нефти, а в 2016 г. – около 540 млн т, этот рост обеспечивают инвестиции еще 2013 г., когда цены на нефть были высокими.
Если цена опять упадет и долго будет держаться на уровне ниже $40, компаниям придется сильнее урезать инвестиции в разработку новых месторождений, рассказывает Вахрамеев. Самые большие проекты, которые могут быть отложены в этом случае, у «Роснефти»: это Русское, Юрубчено-Тохомское, Сузунское и Тагульское месторождения, считает Вахрамеев. Точка безубыточности для них – $40 за баррель, но без учета налогов, оценивает эксперт. Но, скорее всего, «Роснефть» и другие госкомпании будут стремиться наращивать добычу, чтобы увеличить поступления в бюджет, считает Вахрамеев. При цене в $50 за баррель нефтяные компании отдают в бюджет в виде НДПИ и экспортной пошлины $28,6, при цене в $40 – $20,4, подсчитал аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Частные компании снизят добычу в случае падения цен сильнее, допускает Вахрамеев.
Morgan Stanley ждет заметного восстановления цен лишь в 2017–2018 гг., когда они теоретически могут превысить $85/барр. По оценкам директора Московского нефтегазового центра EY Дениса Борисова, в средне- и долгосрочной перспективе цены на нефть должны вернуться в коридор, нижней точкой которого является величина $60 за баррель (в ценах 2015 г.).
Международное энергетическое агентство в последнем отчете прогнозирует резкое сокращение добычи в размере 500 000 барр. в сутки во втором полугодии 2016 г. – это будет самое масштабное ее падение с 1992 г. К этому времени последуют банкротства американских компаний, добывающих сланцевую нефть, что уберет с рынка лишние 400 000 барр. в сутки. С учетом растущего спроса к концу 2016 г. рынок наконец может сбалансироваться, а цена на нефть перестанет быть волатильной, оценивал Громов.