Датские и турецкие проливы имеют решающее значение в Европейской торговле нефтепродуктами
Протяженность датских и турецких проливов, с общим зарегистрированным транспортируемым объемом более 5 млн. баррелей в день (б/д) в 2016 году, является важным фактором, определяющим поставки сырой нефти и нефтепродуктов в Европу. В 2015 году по морским маршрутам перевезли около 59 млн. б/д нефти и других жидкостей.
Проливы представляют собой узкие каналы, расположенные вдоль широко используемых морских маршрутов и имеют решающее значение для глобальной энергетической безопасности.
Рисунок 1: Объем сырой нефти и нефтепродуктов, транспортируемых через датские и турецкие проливы.
Даже временная неспособность транспортировать нефть через проливы может привести к существенным задержкам в поставках и увеличению стоимости доставки, что приведет к повышению мировых цен на энергоносители.
Рисунок 2: Узкие места Датских морских проливов.
Датские проливы — серия каналов, соединяющих Балтийское море с Северным морем — являются важным маршрутом для экспорта российской нефти в Европу. По оценкам, в 2016 году через датские проливы транспортировалось 3,2 млн. б/д нефти и нефтепродуктов. В 2005 году Россия переместила значительную часть своего нефтяного экспорта в свои порты Балтии после открытия порта Приморск в Финском заливе. В 2016 году относительно небольшое количество нефти, менее 50 000 б/д, в основном из Норвегии и Соединенного Королевства, направилось на восток через датские проливы на скандинавские рынки.
Рисунок 3: Узкие места Турецких морских проливов.
Турецкие проливы, такие как Босфор и Дарданеллы, отделяют Азию от Европы. Босфор — это 17-мильный морской пролив, соединяющий Черное море с Мраморным морем, а Дарданеллы — это 40-мильный морской пролив, соединяющий Мраморное море с Эгейским и Средиземным морями. Оба пролива расположены в Турции и снабжают Западную и Южную Европу нефтью из России и региона Каспийского моря.
Турецкие проливы являются одними из самых сложных в мире навигационных морских путей из-за их извилистой географии. Ежегодно около 48 000 транзитных судов проходят через Турецкие проливы, что делает этот район одним из самых загруженных в мире. Коммерческие суда имеют право свободного прохода через турецкие проливы в мирное время, хотя Турция заявляет о своем праве устанавливать правила в целях безопасности и охраны окружающей среды.
По оценкам, в 2016 году через турецкие проливы транспортировалось 2,4 млн. б/д нефтепродуктов, более 80% из которых — сырая нефть. Порты Черного моря входят в число основных маршрутов экспорта нефти для России и других евразийских стран, включая Азербайджан и Казахстан. Максимальное количество транспортируемых по турецким проливам нефтепродуктов было зарегистрировано в 2004 году и составляло более 3,4 млн. б/д, но объемы упали, поскольку Россия переместила экспорт сырой нефти из Черного моря в порты Балтики.
Последующий рост производства и экспорта из Азербайджана и Казахстана привел к увеличению поставок через турецкие проливы, но эти увеличения были краткосрочными. Эти объемы могут увеличиться в будущем по мере роста добычи нефти в Казахстане. Сейчас Казахстан экспортирует большую часть нефти через Черное море. EIA ожидает, что добыча сырой нефти в Казахстане возрастет, по крайней мере, к концу 2018 года, поскольку объемы добычи из главного месторождения страны — Kashagan — продолжают увеличиваться.