Что определяет цены на бензин в России?
Александр Гостев: Цены на автомобильный бензин в России снижаются уже 29 недель подряд, то есть непрерывно в течение семи последних месяцев, если судить по представленным сегодня данным Федеральной службы статистики. Получается, что в России, в отличие от других стран, цены на бензин словно не реагируют на колебания мировых цен на нефть или нефтепродукты.
Какие факторы в основном определяют нынешнюю стоимость автомобильного бензина в России? Об этом — в очередном выпуске «Экономической панорамы».
Сергей Сенинский: В странах Европы изменения розничных цен на бензин в последние месяцы довольно точно повторяли динамику мировых цен на нефть. Например, вскоре после того, как нефть подешевела до 40 долларов за баррель и менее, достигли минимума за последние годы и цены на бензин. А когда цены на нефть вновь повысились примерно до 50 долларов, вскоре подорожал и бензин на европейских автозаправках. В России розничные цены на бензин все последние месяцы только снижались. Из Москвы — руководитель аналитического управления инвестиционной компании «Брокеркредитсервис» Максим Шеин.
Максим Шеин: По большому счету российские внутренние цены на нефтепродукты не так сильно завязаны на мировые цены на нефть. Не так, как, скажем, это происходит в Европе. И отличие здесь состоит в том, что для российских нефтяных компаний внутренний и внешний рынок — это как сообщающиеся сосуды, наполняемость которых регулируется экспортными пошлинами на нефть. Соответственно, когда цены реализации за рубежом не слишком выгодны по сравнению с экспортными пошлинами, тогда, естественно, больше идет на переработку внутри страны и больше предложений нефтепродуктов на внутреннем рынке, а, соответственно, и давление на цены. Но тут еще есть один нюанс. Следует очень четко различать оптовые и розничные цены, потому что розничные цены определяются в основном независимыми поставщиками, на долю которых приходится больше 60 процентов реализации. В этом смысле может быть нефтяные компании крупные не могут, только исходя из оптовых цен, как-то влиять на ситуацию и то не сильно.
Сергей Сенинский: В отличие от розничных, оптовые цены на бензин в России демонстрировали значительно большие колебания. Например, в феврале они повысились сразу на 28 процентов, а в марте, наоборот, упали на 6,5 процентов. Аналитик инвестиционно-финансового дома «КапиталЪ» Виталий Крюков.
Виталий Крюков: В принципе очень тяжело проводить прямую корреляцию между оптовой и розничной ценой в связи с тем, что оптовая цена формируется на основе чистой цены реализации нефтепродуктов, то есть за вычетом пошлин, за вычетом транспорта. Поэтому основное влияние на внутренний рынок нефтепродуктов именно в оптовом звене оказывает колебание пошлин, расходов на транспорт, также экспортные цены на нефтепродукты. Поэтому мы видим, что в целом оптовый рынок, скажем так, более рыночный, хотя как такового дешевого рынка нефтепродуктов в России нет, и цены формируются в основном на уфимской группе НПЗ. В рознице действуют другие факторы. Там низкая конкуренция и, скажем так, рынок достаточно олигополизирован и отличается по регионам. В целом мы видим, что спрос в рознице более стабилен, чем в опте.
Сергей Сенинский: Почему именно уфимские нефтеперерабатывающие заводы в значительной степени определяют розничные цены на бензин? Его там больше всего производят? Или потому, что биржевая торговля бензином в России так, по сути, и не появилась пока?
Виталий Крюков: Исторически сложилось так, что башкирская группа НПЗ является очень крупным нефтеперерабатывающим комплексом, который в основном формирует цену. То есть в принципе комплекс очень хорошо сгруппирован и производит достаточно большое количество нефтепродуктов. В связи с тем, что просто в России пока еще биржевой рынок находится на первоначальном этапе, и биржевых котировок нет, поэтому игроки привыкли к такой форме ценообразования.
Сергей Сенинский: Для самих российских нефтяных компаний, что сегодня оказывается более прибыльным, а потому — привлекательным: добываемую ими нефть экспортировать или перерабатывать внутри страны, чтобы здесь же потом продавать и нефтепродукты?
Максим Шеин: Пока для российских компаний, конечно же, более благоприятен экспорт нефти. Вообще говоря, сама система установления экспортных пошлин благоприятствует как раз тому, чтобы экспортировать в целом. Почему это происходит? Потому что, как правило, экспорт для нефтяников более выгоден в ситуациях, когда мировые цены на нефть стабильные и когда мировые цены на нефть растут. Единственная ситуация, когда они падают, для них это менее выгодно. Нефтяные цены падают не так уж и часто. Получается, что в большинстве случаев в России все еще режим установления пошлин поощряет в большинстве случаев экспорт.
Сергей Сенинский: Только с начала этого года производство автомобилей в России сократилось почти на 70 процентов. Этот спад как-то повлиял уже на цены розничного рынка бензина в стране?
Виталий Крюков: Пока такого влияния сильного нет. Мы видели, что в конце года продавцы отмечали некоторое снижение спроса преимущественно на дизельное топливо, потому что грузовые перевозки резко снизились, а спрос на бензин не так сильно падал, хотя и было некоторое снижение. Но вот уже в феврале-марте спрос стабилизировался, видимо, позитивное влияние оказывало и снижение цен, и сезонный фактор, часть НПЗ встали на ремонт, это тоже поддержало цены. Но в целом в России не так заметно влияние продаж автомобилей на розничную цену.
Сергей Сенинский: На прошлой неделе представители Министерства экономического развития заявили, что намерены к осени этого года представить некий механизм расчета так называемой «индикативной» цены на нефтепродукты в России, с которыми власти могли бы в будущем сравнивать реальные цены на автозаправках.