Черные дела Total
Вице-президент французской Total по разведке и добыче Кристоф де Маржери в конце минувшей недели провел почти двое суток под стражей, пережил пятичасовой допрос и затем был выпущен под залог. Французское правосудие обвиняет его в «злоупотреблениях при госзакупках» и «соучастии коррупции иностранных госслужащих». Речь идет о том, что в конце 1990-х годов Total якобы давала взятки иностранным компаниям (под видом комиссионных) для получения выгодных контрактов по закупке иракской нефти в обход программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие». Вместе с г-ном де Маржери был допрошен и бывший глава TotalFinaElf Бернар Комбре, покинувший свой пост в 2001 году (он также был вынужден на прошлой неделе заплатить залог, чтобы не попасть за решетку). В минувшую пятницу Total выступила с заявлением, что «никогда не нарушала эмбарго ООН в отношении Ирака» и «всегда следовала правилам программы «Нефть в обмен на продовольствие», которая реализовывалась под эгидой ООН». «Каждый приобретенный компанией баррель нефти без всякого исключения покупался с разрешения ООН в рамках этой программы. Группа никогда не покупала прямым или косвенным образом контрабандную нефть, незаконно вывезенную из Ирака», — говорится в заявлении. Этот скандал может серьезно испортить репутацию г-ну де Маржери, который считается преемником нынешнего главы Total Тьери Демаре (смена власти в компании запланирована на следующий год).
Крупнейшая в мировой истории гуманитарная программа «Нефть в обмен на продовольствие» осуществлялась с декабря 1996 по ноябрь 2003 года с целью смягчить для иракского населения последствия введенных в 1990 году международных экономических санкций. На выручку от экспорта нефти закупались продукты питания и медикаменты. По данным ООН, было продано иракской нефти на 64,2 млрд долл. Из них на долю российских компаний приходится 19,3 млрд, китайских — 4,9 млрд, французских — 4,4 млрд долл. При этом 36% иракской нефти оказалось на рынке США.
Как известно, год назад было опубликовано громкое расследование программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», которое провела независимая комиссия под руководством бывшего главы ФРС США Пола Волкера. В нем упоминается более 2 тыс. компаний, работавших по программе с нарушениями и якобы перечисливших режиму Хусейна более 200 млн долл. в виде комиссионных. Авторы доклада заявили, что Саддам отдавал предпочтение компаниям из Франции, России и Китая, «так как эти страны в качестве постоянных членов СБ ООН могли, по мнению Ирака, повлиять на принятие решений о снятии санкций». Комиссия обвинила в коррупции, в частности, бывшего исполнительного директора программы «Нефть в обмен на продовольствие» Бенона Севана и сотрудника службы закупок ООН россиянина Александра Яковлева.
Во Франции же, несмотря на прямое отношение нефтяных компаний к программе «Нефть в обмен на продовольствие», расследование ведется не в рамках комиссии Пола Волкера и ООН, а силами местной полиции. Следственную группу возглавляет судья Филипп Курруа. Он, как утверждают СМИ, получил обширный компромат по меньшей мере на 11 французских чиновников от коллег из ООН. Однако свое расследование в отношении Total г-н Курруа начал независимо от ООН еще в 2002 году. Именно он в конце минувшей недели и допрашивал вице-президента Total Кристофа де Маржери.
Total, как сообщают СМИ со ссылкой на источники во Дворце правосудия Франции, подозревается в том, что, действуя через швейцарскую компанию Telliac предпринимателя Жана Кайле, выплачивала ей комиссионные, которые на самом деле являлись взятками для режима Саддама Хусейна. Год назад в связи с расследованием этого дела был арестован бывший представитель Франции в Совбезе ООН Жан Бернар Мериме. Его обвинили в «коррупции и содействии незаконным торговым операциям» с иракской нефтью: по некоторым данным, он лично получал от подчиненных Саддама Хусейна так называемые нефтяные ваучеры, дающие право на закупку нефти в обход программы «Нефть в обмен на продовольствие». Всего в связи со скандалом вокруг Total под подозрение полиции попали десять чиновников и бизнесменов, в отношении пяти из них поданы иски.
В апреле 2005 года следователи объясняли, как написала французская Le Monde в минувшую пятницу под заголовком «Контрабанда нефти», что в конце 1990-х годов Total нуждалась в иракской нефти: как сообщил суду в 2004 году Жильбер Ковенх — сотрудник компании, до 2000 года отвечавший за учет, — прямых поставок (т.е. через программу ООН) было недостаточно для загрузки нефтеперерабатывающих мощностей. Это обстоятельство якобы и заставило компанию создать коррупционную систему, вознаграждая многочисленных посредников.
Однако адвокаты г-на де Маржери после допроса их подзащитного заявили, что пока «речь идет о безосновательных документах». А потому карьере вице-президента Total, который должен возглавить компанию, ничего не угрожает. «Жизнь продолжается», — сказали они.