Челябинские антимонопольщики обвиняют две нефтяные компании региона в ценовом сговоре
Челябинские антимонопольщики обвиняют двух игроков на рынке горючего в согласованном повышении цен на бензин. Теперь УФАС должно принять решение о размере штрафа, который будет наложен на ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» и ИП Казыханова.
Основания возбудить дело о ценовом сговоре продавцов автомобильного топлива появились у ФАС еще в мае, когда в регионе в очередной раз подорожал бензин. Антимонопольщиков насторожило, что сразу в двух компаниях — ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» и ИП Казыханова — цены оказались одинаковыми, вплоть до копейки: 22,9 рубля за один литр АИ-92. Приказы о повышении цен датированы 15 и 16 мая, — разница всего в один день. Ценники, соответственно, были переписаны 16 и 18 мая. Учитывая, что доля «Лукойла» на рынке горючего в Челябинске — более 50 процентов, а ИП Казыханова — около 16, можно говорить об установлении монопольной цены.
— Цены не могут повышаться одномоментно, — считает начальник отдела антимонопольного контроля Елена Семенова. — Конкуренция и предполагает, что один участник рынка цены поднял, а другой к нему через некоторое время подтянулся. Сейчас мы запрашиваем у обеих компаний информацию о размере их выручки на рынке Челябинска, после чего будет принято решение о размере штрафа.
Как сообщает Российская газета, статья 14.32 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает штраф за антиконкурентные действия в размере от одной сотой до пятнадцати сотых выручки компаний-нарушителей. Но, каким бы ни было решение, в «Лукойле» уже заявили о намерении обжаловать его в арбитражном суде.
— Мы только от своей экономики отталкиваемся, когда формируем цены розничной реализации, — говорит заместитель генерального директора ООО «Лукойл-Челябнефтепродукт» Олег Лушпаев. — В тот день цены на бензин поднялись не только в Челябинске. «Лукойл-Уралнефтепродукт» охватывает Башкирию, Татарстан, Оренбуржье, Тюмень, Курган, Ханты-Мансийск, и во всех этих городах повысились цены. И мы никак не могли договориться с ИП Казыханова о повышении цен, скажем, в Тюмени. Просто другие игроки на рынке считают нас маркером и подтягиваются к нашим ценам. Мы ничего с этим сделать не можем. Видимо, придется договариваться и в самом деле с конкурентами, чтобы они не ставили одинаковые с нами цены и в один срок
Интересно, что в 2006 году Челябинское УФАС уже возбуждало дело в отношении тех же самых компаний по признакам нарушения Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Была даже попытка оштрафовать ИП Казыханова и ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» на 500 тысяч и 1 миллион рублей соответственно. Но арбитражный суд счел тогда эти санкции излишними. К тому же в 2006 году еще не были внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают наложение штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых выручки компаний-нарушителей. Зато предписание УФАС о прекращении антиконкурентных действий два года назад вступило в законную силу — правоту антимонопольного ведомства подтвердили поочередно три судебные инстанции.
Сложно сказать, чем завершится рассмотрение дела в суде сейчас, но в УФАС отмечают, что после возбуждения дела в отношении участников процесса цены на бензин ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» и ИП Казыханова снизились и перестали быть одинаковыми. Сейчас разница составляет в среднем 10 копеек. Этот факт, полагают антимонопольщики, лишь подтверждает согласованность действий хозяйствующих субъектов.
Нефтепродукты на eOil.ru