Цены ны АЗС практически «встали»
Динамика спотовых цен в крупнооптовом секторе российского топливного рынка все еще характеризуется движением в положительную сторону, несмотря на то, что темпы снижения цен значительно замедлились. В отдельных случаях компании корректируют свои отпускные цены и в отрицательную сторону, хотя изменения пока носят незначительный характер. Несморя на эти колебания, в целом рынок продолжает демонстрировать восходящую динамику. Лидерами роста остаются нефтепродукты, пользующиеся наиболее высоким спросом: высокооктановый бензина марки Аи-92 и Аи-95.
Значимым фактором, влияющим на ценообразование, продолжает являться нехватка объемов на свободном рынке. К тому же, в ожидании ухудшения выгодности экспортной альтернативы, многие игроки на данный момент сконцентрировались на отгрузке продукции на экспорт. С 1 марта экспортная пошлина на вывоз нефти составит 115,3 долл. за тонну, а светлых нефтепродуктов — 90 долл. за тонну, что значительно выше пошлинной ставки, действующей в текущем месяце. Таким образом, из-за увеличивающегося потока нефтепродуктов на экспорт внутренний рынок испытывает еще больший дефицит объемов. Не исключено, что в следующем месяце ситуация кардинально изменится из-за ухудшения экспортной конъюнктуры и понижательного тренда на мировом нефтяном рынке.
Но остается неясным, повлияет ли снижение темпов роста в оптовом секторе на потребительский сектор. Уже четвертую неделю подряд розничные цены практически «стоят», и снижение порядка 0,5% составляет всего несколько копеек за литр в неделю. С начала года влияние на замедленный характер снижения оказывал уверенный повышательный тренд оптовых цен и дефицит объемов. Дизельное топливо дешевеет еще более медленно. По сообщению Росстата, за период с 10 по 16 февраля топливо полегчало всего на 0,3%. В достаточно большом количестве регионов зафиксирован рост цен на АЗС. Таким образом, разнонаправленная динамика, характеризующаяся незначительными колебаниями в ту или иную сторону, практически стабилизирует цены в целом по российскому рынку.
По словам Максима Шеина, начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис, завышенные цены на АЗС, которые компании не собирались регулировать в сторону снижения, покрывали убыточность экспортных поставок в последнем квартале 2008 года. Но с начала 2009 ситуация кардинально изменилась. Выгодность экспортной альтернативы и ее преимущества были очевидны после того, как был изменен механизм установления экспортных пошлин на нефть. «Нефтяники начали зарабатывать от экспорта нефти за рубеж», — говорит аналитик.
В связи с этим фактором и обвалом оптовых цен в последние месяцы 2008 года потребительский рынок ожидал активного снижения розничных котировок. Тем не менее, этого не произошло, а на данный момент цены начинают стабилизироваться. Справедливо, что ситуация привлекла внимание Федеральной антимонопольной службы и вынудила ее принять решительные меры.
Однако некторые аналитики считают рост цен логичным. Аналитик «КИТ Финанса» Константин Черепанов поясняет, что нефтекомпании исходят из принципа равнодоходности на внутреннем и внешнем рынках. «Российский рынок нефтепродуктов глубоко интегрирован в западный рынок. Если цены повышаются там, то и у нас они растут. К тому же снижение экспортных пошлин сделало экспорт нефтепродуктов более выгодным. Это потянуло рост внутренних цен»,— говорит господин Черепанов. А именно повышение внешних цен на нефтепродукты и рост спроса на них наблюдался с начала года.
Бензин АИ-92
18 февраля на Торговой площадке eOil.ru стоимость бензина марки Аи-92 значительно понизилась. Так, средневзвешенная цена продажи упала на 881 руб./т. и составила 15 581 руб. за тонну, объем предложения также сократился на 3,76 тыс. тонн до отметки 1,84 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки резко упала на 5 050 руб./т. и составила 10 600 руб. за тонну, объем спроса вырос на 15 ты. тонн и составил 15,3 тыс. тонн.
Дизельное топливо (зимнее)
18 февраля на Торговой площадке eOil.ru стоимость дизтоплива зимнего несколько выросла. Так, стоимость продажи увеличилась на 57 руб./т. и составила 18 774 руб. за тонну, объем предложения остался на прежнем уровне 6,86 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки не изменилась, как и объем спроса. Так, стоимость покупки составила 17 000 руб./т. при объеме спроса 0,48 тыс. тонн.