Цены на СУГ возобновили рост
Сжиженные углеводородные газы (СУГ) после небольшой передышки снова начали активно дорожать на бирже, несмотря на то, что производители перенаправили объемы этого продукта с экспорта и нашли способ нарастить производство в России. Участники рынка связывают это с предстоящим выводом части мощностей в ремонт, также ситуацию мог усугубить рост цен на нефть. Эксперты подтверждают, что остановы заводов могут опять поднять котировки на несколько дней, но с сентября внутренние цены будет сдерживать резкое — почти в восемь раз — увеличение экспортной пошлины на СУГ.
Стоимость сжиженных углеводородных газов 24 августа выросла на 4,07%, до 51,03 тыс. руб. за тонну, на бирже СПбМТСБ. С начала года цены увеличились на 61,7%. Если такая тенденция на бирже сохранится, то цена на СУГ может снова вернуться к историческому рекорду, зафиксированному 11 августа,— 53,3 тыс. руб. за тонну.
170 тыс. тонн
составило снижение производства сжиженных углеводородных газов в августе в результате аварии на заводе «Газпрома»
Цены в августе резко выросли после аварии на заводе «Газпрома» по переработке газового конденсата в Новом Уренгое, которая привела к сокращению производства СУГ. В результате внутренний рынок лишился примерно 170 тыс. тонн СУГ в августе и около 90 тыс. тонн — в сентябре. «Газпром» смог частично восстановить выпуск, а также, как сообщал “Ъ”, договорился о перенаправлении части объемов своего конденсата на переработку на мощности НОВАТЭКа на Пуровский ЗПК (см. “Ъ” от 20 августа). Кроме того, Минэнерго настояло на перенаправлении в августе 40 тыс. тонн с экспорта на внутренний рынок, что помогло несколько снизить цены.
Но в последние дни цены на СУГ продолжают увеличиваться, противореча динамике биржевых цен на остальные нефтепродукты.
Так, наиболее популярный в России вид бензина АИ-92 дешевел последнюю неделю, и к 24 августа его стоимость достигла 56,5 тыс. руб. за тонну (снижение на 0,56%). Бензин АИ-95 падал в цене с 16 августа, потеряв около 1,5% (до 58,9 тыс. руб. за тонну на 24 августа). Стоимость летнего дизельного топлива была в этом же тренде, снижаясь с 17 августа (с 50,8 тыс. до 49,9 тыс. руб. за тонну на 23 августа), но по итогам торгов 24 августа котировки незначительно подросли — на 0,16%.
Отчасти рост стоимости СУГ может объясняться повышением цен на нефть: с 20 августа котировки сорта Brent выросли почти на 9%, до $70,8 за баррель, что означает повышение стоимости сырья для производства СУГ. При этом в СИБУРе “Ъ” назвали причиной нового роста цен ажиотаж на фоне планируемых остановочных ремонтов у ряда производителей в сентябре.
Глава RUPEC Александр Собко согласен, что, хотя дисбаланс на рынке оказался частично выправлен вследствие перенаправления на внутренний рынок экспортных объемов СУГ, текущий рост цен может быть связан с ожиданием плановых остановок некоторых газоперерабатывающих заводов в сентябре.
В частности, о запланированных на осень ремонтных работах на первой и третьей линиях Оренбургского ГПЗ еще весной сообщал «Газпром», напоминает эксперт. По его словам, экспортная пошлина на СУГ сейчас мало влияет на внутренние цены, так как ее размер невелик, а свободные от долгосрочных обязательств объемы участники рынка и так готовы перенаправить на внутренний рынок. Но уже в сентябре ожидается резкий рост экспортной пошлины — с $9 до $69,9 за тонну, что будет ограничивать внутренние цены на СУГ, говорит господин Собко.
Прогноз биржевых цен на 25 августа 2021