Цены на нефтепродукты под давлением мирового рынка нефти
В крупнооптовом секторе российского топливного рынка продолжается снижение цен на весь спектр видов нефтепродуктов. В начале недели участники рынка произвели значительные изменения стоимости продукции в отрицательную сторону. Однако, к середине недели темпы снижения заметно снизились: основная значительная коррекция цен уже была произведена в начале месяца, после того, как завершились торги углеводородным сырьем на внутреннем рынке. Стоимость сырой нефти для российских производителей оказалась существенно ниже цен на ноябрьские объемы, что оказало дополнительное понижательное воздействие на стоимость нефтепродуктов.
Стоимость нефтепродуктов продолжает следовать тенденции к снижению с начала августа, когда произошло первое заметное сокращение стоимости топлива на внутреннем рынке: экспортная альтернативы стала менее привлекательной из-за установления слишком высокой экспортной пошлины на вывоз нефти и нефтепродуктов, в то же время на мировом рынке установилась тенденция к снижению. В начале последнего летнего месяца снижение цен на внутреннем рынке нефтепродуктов расположилось в диапазоне 250 — 1500 рублей за тонну, хотя в сравнении с сегодняшней ценовой ситуацией эта коррекция кажется не такой существенной. За 4 месяца цены в крупнооптовом секторе российского топливного рынка сократились практически вдвое. Снижение происходит несмотря на ограничение предложения по нефтепродуктам. Рынок продолжает оставаться слабым в связи со сниженной платежеспособностью кредитозависимых компаний.
Внутренний рынок продолжает прогибаться под давлением постоянного понижения цен на мировом рынке нефти и нефтепродуктов. Отрицательное воздействие на ценовую ситуацию оказывают низкий спрос и плохое состояние рыночной конъюнктуры в целом. Также пессимистические настроения, поддерживаемые негативными ожиданиями в связи с глобальным финансовым кризисом, тянут цены на нефть вниз. Участники рынка надеются, что постоянно увеличивающийся разрыв между спросом и предложением подтолкнет ОПЕК к более решительным действиям, и на встрече в Алжире 17 декабря все же будет принято решение снизить квоту добычи нефти в качестве поддержки ценам. Необходимость этого решения очевидна: вчера стоимость нефти упала до 4-летнего минимума. Экономический спад сказывается на большинстве развивающихся стран, что может привести к еще большему снижению цен на мировом нефтяном рынке в следующем году.
Наиболее значительным изменениям за период со 2 по 4 декабря 2008 года был подвержен такой вид топлива, как летнее дизельное топливо, средняя стоимость которого снизилась на 502 руб./т или 3,80%, и достигла уровня 12 708 руб./т. Постепенно, с приходом холодов в различных регионах нашей страны, этот вид топлива теряет свою актуальность, уступая место зимним сортам дизтоплива, сообщает ОМТ-консалт.
Тем не менее, в связи с низким спросом, вызванным мировым финансовым кризисом, стоимость зимнего дизельного топлива также на отчетный период времени продемонстрировало хорошее снижение цен. В среднем по России, этот вид топлива составил 15 857 руб./т, что на 3,03% или 496 руб./т, ниже уровня начала недели. Скорее всего, до конца года стоимость зимних сортов дизельного топлива сохранит понижательный тренд, что связано с всеобщими отрицательными факторами. Тем не менее, темпы снижения на эти виды топлива, вероятнее всего, понизятся.
На рынке бензинов лидером снижения стал низкооктановый бензин марки А-76/80. Средняя стоимость этого вида топлива уменьшилась на 3,68% или 493 руб./т, и достигла отметки 12 910 руб./т. Как и летнее дизельное топливо, бензин марки А-76/80 в данное время года пользуется довольно низким спросом. Кроме того, в нашей стране все больше становится автотранспорта, использующего высокооктановые бензины, что существенно снижает потребление низкооктановых.
Высокооктановые бензины марок Аи-92 и Аи-95 по истечении пары дней потеряли в цене 2,25% и 2,40% или 331 руб./т и 477 руб./т соответственно. Средняя стоимость высокооктанового бензина марки Аи-92 на отчетный период времени составила 14 411 руб./т, а бензина марки Аи-95 — 19 388 руб./т.
Бензин АИ-92
4 декабря на Торговой площадке eOil.ru стоимость бензина марки Аи-92 несколько выросла. Так, средневзвешенная цена продажи увеличилась на 127 руб./т. на конец дня составила 11 923 руб. за тонну. Объем предложения также вырос на 0,5 тыс. тонн до уровня 1,3 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки упала на 224 руб./т. и достигла отметки 11 200 руб. за тонну, объем спроса также сократился на 1,2 тыс. тонн и составил 1,5 тыс. тонн.
Дизельное топливо (летнее)
4 декабря на Торговой площадке eOil.ru стоимость дизтоплива летнего сократилась. Так, средневзвешенная цена продажи составила 10 769 руб. за тонну, уменьшившись за день на 293 руб./т. Объем предложения, напротив, увеличился на 0,5 тыс. тонн и составил 1,3 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки осталась без изменений на уровне 11 000 руб. за тонну при стабильном объеме спроса 0,3 тыс. тонн.
P.S. Торги на нефтяном рынке в четверг закончились падением цены до минимального уровня за период с января 2005 года, что стало результатом сокращения спроса на топливо из-за рецессии в США, Европе и Японии, а цена бензина опустилась ниже 1$ за галлон. По словам Андрея Крученкова, аналитика из ВТБ в Лондоне, цифры, отражающие спрос, все ниже и ниже. Ничего, кроме мощного толчка, не сможет оживить рынок, пока инвесторы не будут готовы принять на себя риск. Как считают аналитики, цены на нефть не начнут расти до тех пор, пока не закончится кризис или не будет найдено равновесие на рынке, а для этого необходимо существенное сокращение запасов и уровня добычи нефти ОПЕК. (подробнее см. http://www.eoil.ru/news/32161)