Цены на бензин. Искусство ехать по кривой
От королей бензоколонок
Итак, в августе розничные цены на нефтепродукты поползли вниз, но в этом году основной причиной снижения стал не фактор сезонности. Снижение котировок нефтяных фьючерсов на международных биржах плюс беспрецедентные вывозные пошлины на нефть и продукты ее переработки — вот причины, по которым сырье, вместо того, чтобы традиционно течь за бугор, в огромных количествах хлынуло на отечественные НПЗ. И вслед за оптовыми начали снижаться и розничные цены на бензин. До этого в январе -июле нефтепродукты в Поволжье, по данным Росстата, подорожали в среднем процентов на 20, причем конкретно в Саратове средняя цена дизтоплива поднялась аж на 44,5%.
Ценопад начался как раз с момента введения жестких экспортных пошлин, т.е. с августа.
Сначала чуть спустились розничные цены на бензин в Ульяновске и Саратове, далее были Киров, Ижевск, с конца месяца — Нижний Новгород, Чебоксары, Йошкар-Ола.
Как сообщает НОВОСТИ САРАТОВА, в августе цены на АЗС ТНК в Саратовской области снижались трижды. По сообщению пресс-службы филиала «ТНК-ВР Поволжье» августовское снижение составило от 1,2 до 6 процентов. Четвертое снижение произошло 1 сентября. Цены на АЗС ТНК стали такими: стоимость 1 литра бензина АИ-92 — 22,9 руб., АИ-80 — 19,4 руб., дизтоплива — 23,7 руб. Цена на АИ-95 осталось прежней (одной из самых низких в ПФО) — 24,8 руб. Также с 1 сентября снижена стоимость дизельного топлива, реализуемого с нефтескладов и нефтебаз дочернего предприятия ТНК-ВР ОАО «Саратовнефтепродукт». Коммерческая цена 1 тонны дизтоплива снижена с 23 500 до 22 400 рублей, льготная с 22 100 до 20 400 рублей, в целом снижение по этому виду составило от 4 до 7 процентов. Это второе удешевление дизтоплива, с начала августа — достаточно значительное, если вспомнить, что в начале августа коммерческое ДТ стоило 26 200 руб. за тонну (снижение на 3 800 рублей); льготное — 25 500 руб. за тонну (снижение на 5 100 рублей).
Необходимо отметить, что автозаправки вертикально интегрированных структур — ТНК и Лукойла составляют только 40% от всех АЗС на территории области, отпускающих топливо для населения. Так из 399 АЗС, работающих на розницу, 99 — ТНК, 37 — «Лукойл-Нижневолжснефтепродукта», но тем не менее отпускные цены СарНПЗ существенно влияют на региональный рынок. По данным президента Саратовской областной ассоциации предприятий по торговле нефтепродуктами ‘АСТОРН-99’ Александра Елистратова, рынок нефтепродуктов области формирует в основном СарНПЗ, с которого поступает около 70% топлива в том числе и на независимые саратовские АЗС. Поэтому закономерно, что неинтегрированные трейдеры тоже включились в процесс. С 1 сентября на независимых АЗС литр АИ-80 начал стоить 19,3 -19,5 руб., АИ-92 — 22,8-23,0, АИ-95 — 24,7-24,9, дизтопливо — 23,6-23,8 руб. Наконец, к процессу подключились и АЗС Лукойла, где АИ — 80 идет теперь по 19,5 руб., АИ-92 — 22,8 руб.,АИ-95 — 24,8 руб., дизтопливо евро-3 — по 23,8 руб.
Кто в плюсе?
Итак, в августе-первой половине сентября произошло копеечное снижение розничных цен на нефтепродукты, на несколько тысяч рублей подешевела тонна в секторе оптовой торговли, но при этом цена нефти на внутреннем рынке, как отмечают аналитики, за тот же период упала на 40%! Чтобы понять, кто же теперь так круто наживается, попробуем проанализировать цепочку производства бензина и структуру его цены.
По данным президента «АСТОРН-99» Александра Елистратова, маржа независимых операторов, колеблется в пределах 814 процентов без НДС в каждом литре проданного бензина. «Это не так шикарно, как у АЗС ТНК, — рассказывает г-н Елистратов. — Им компания отпускает топливо на 2030 процентов дешевле, чем независимым операторам. Но и у независимых положение теперь лучше, чем в октябре-июле, когда оптовые цены росли такими темпами, что неинтегрированные розничные трейдеры влетали в убытки, чтобы выдержать конкуренцию с классическими сбытами ВИНК».
Итак, пенки с взлета бензиновых цен в декабре-июле снимали прежде всего автозаправки ВИНК. С падения оптовых цен — вся розница. Со снижения цен поставки на НПЗ на 40% — нефтепереработчики. Традиционный бенефициар нефтебизнеса — казна, коль скоро в структуре себестоимости бензина порядка 60% составляют налоги и сборы. Но главный выгодоприобретатель — опять-таки ВИНК, коль скоро основная добыча, практически вся переработка нефти и частично продажа конечных продуктов у нас интегрированы в холдинги.
«До 20% — 25% в себестоимости литра бензина имеет добыча нефти и ее переработка. Причем процессинг, т.е. переработка может достигать 15% в себестоимости бензина», -комментирует начальник отдела оценки рисков ЗАО «АК&М» Серей Яркоев. По данным г-на Яркоева, средняя рентабельность продаж топлива с НПЗ по итогам 2007 года была на уровне 30%, а теперь наверняка больше в связи с падением внутренних цен на сырье. И уже сверху на аппетиты государства, добычи и переработки накручивают свои 30-50% розничные трейдеры.
Но при этом ВИНК, сосредотачивая внутри себя основную маржу (до недавнего времени, когда нефть переваливала за 140 долларов за баррель, — просто баснословную) испытывают трудности с модернизацией НПЗ. А она давно назрела. «В среднем качество переработки нефти на наших НПЗ низкое, — говорит г-н Яркоев. — Из тонны нефти в России получают в два раза меньше бензина, чем на Западе. В итоге это приводит к тому, что экспорт сырой нефти становится рентабельнее производства бензина (в условиях высокой себестоимости переработки), и внутреннее предложение бензина сокращается».
Цена модернизации
Вот он, совершенно очевидный катализатор роста цен на нефтепродукты — та самая неизбежная модернизация НПЗ. Ежегодно парк только легковых машин в стране увеличивается на 1,52 000 000 авто, половина из которых с трудом «переваривает» нынешний 92й бензин, а второй половине он просто противопоказан. И хотя с 5 сентября в России должны были вступить в силу новые технические регламенты на производство нефтепродуктов, которые существенно ужесточают требования к бензинам и ряд из них просто выводят за рамки товарных, столь радикальная мера под давлением ВИНК вряд ли наступит в положенный срок. Большинство НПЗ не могут выдерживать жесткие нормы, но внутренний спрос на качественный бензин растет, как и желание федерального правительства увидеть в стране массовое производство настоящего евро-3 и 4.
В этой ситуации приходится ВИНКам раскошеливаться, естественно, с последующим отбиванием затрат через цены на конечный продукт. Короче, за модернизацию НПЗ будут платить все автовладельцы. В том числе за модернизацию того самого СарНПЗ, который входит в структуру, второй месяц рапортующую о снижении розничных цен в Саратовской области.
Вообще, вряд ли понижательный тренд будет иметь продолжение: экспортные пошлины пересматриваются раз в два месяца, и вполне может статься, что заглушка в трубе с 1 октября исчезнет. Тогда нефть и нефтепродукты потекут за бугор, а цены на внутреннем рынке снова пойдут вверх.
И сами ВИНК, видя все растущий спрос на качественное топливо, уж постараются держать рынок в напряжении. Желание выжать максимум из потребителя — штука посильнее, чем пляски фьючерсов.
Нефтепродукты на eOil.ru