Цены на автотопливо в России снизились, можно сказать, символически
Предприятия и фирмы начинают подсчитывать первые убытки, нанесенные кризисом.
Кроме, наверное, продовольственных магазинов, спихнувших под Новый год и залежалый товарец, и слегка подтухший. Но есть и еще категория, закончившая год с прибылью. Даже, вероятно, большей, чем предполагала. Это розничные торговцы бензином, то есть АЗС.
Цены на автотопливо в России снизились, можно сказать, символически.
Не на 40-50 процентов, как в США и странах Западной Европы, а на 4-5 процентов. При том, что нефть к концу 2008 года подешевела более чем в три раза — со 140 долларов за баррель до примерно 40. У нас случилось абсолютно антирыночное явление: беря бензин у нефтеперерабатывающих заводов по упавшей оптовой цене и продавая его фактически по докризисной, АЗС делают сверхприбыль.
По данным газеты Ведомости, усредненная оптовая цена на бензин в начале 2008 года равнялась 17,4 рубля за литр, теперь — 8,54 рубля. Вычтя из розничных 20 рублей за литр оптовые 8,54, получим резко возросшую прибыль АЗС.
Во время декабрьской прямой линии Владимира Путина ему был задан вопрос, почему дело с ценами на автомобильное топливо обстоит у нас не так, как в США и Европе. Его ответ, скорее, озадачил, чем что-либо разъяснил.
Из слов Путина выходило, что наша власть берет таким образом деньги у богатых (тех, кто имеет автомобиль), чтобы поделиться ими с бедными. Тем самым премьер признал, что в ценообразование у нас вмешивается власть.
Наши цены на автомобильное топливо выглядели нонсенсом и при дорогой нефти. Они почти равнялись ценам в США, которые практически всю нефть закупают за рубежом. У нас же она своя, и логично было бы ожидать, что бензин должен стоить у нас столько же, сколько, к примеру, в нефтедобывающих странах Востока — 2-3 рубля за литр. Но не тут-то было. Раньше, кстати, нам объясняли дороговизну бензина именно высокими мировыми ценами на нефть. Когда они упали, родилась сказка про бедных и богатых.
Но дело, скорее всего, в том, что вся эта отрасль в России находится в руках небольшой кучки лиц, диктующих и цены, и объяснения, почему они такие. В конце прошлого года президент Дмитрий Медведев разразился было гневной речью в адрес торговцев бензином (и авиационным керосином), призвав на их головы федеральную антимонопольную службу и прокуратуру. А потом президент резко замолчал, перестав вообще упоминать эту тему.
Кто-то всемогущий попросил его прекратить истерику по поводу бензина. И он прекратил.
Нефтепродукты на eOil.ru