Цены на авиатопливо в России завышены в два раза
В ответ на претензии ФАС по поводу завышения цен на авиакеросин и дизтопливо сразу три нефтяных холдинга из списка «виновных» снизили отпускные цены. По мнению экспертов, действия компаний помогут лишь стабилизировать стоимость нефтепродуктов на прежнем уровне, сообщает Финанс.-онлайн.
Напомним,что в июле этого года Федеральная антимонопольная служба России возбудила дело в отношении «Лукойла», «Газпромнефти», ТНК-ВР, «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» из-за установившихся цен на авиакеросин и дизтопливо. Обеспокоенность ФАС вызвана тем фактом, что стоимость нефтепродуктов в России не снижается вслед за падением мировых цен на нефть.
Как сообщает MoiGorod.ru, со своих пиковых значений в середине июля стоимость нефти снизилась на 22%, оптовые цены на дизельное топливо и авиатопливо в Европе снизились на 22% и 23% соответственно. Что же в это время происходило с ценами на нефтепродукты в России? Ситуация была неоднозначной. В среднем оптовые цены на дизельное топливо снизились на 17%, бензин АИ-95 — всего 1%, бензин АИ-92 — 6%, бензин А-80 — 7%, авиатопливо — 3%. «В России еще не сформирована полноценная биржевая торговля нефтепродуктами, поэтому мы сталкиваемся со слабой конкуренцией на топливном рынке. В отличие от нефти, бензина и авиатоплива, у нас существует достаточно развитый и конкурентный оптовый рынок дизельного топлива, поэтому его динамика, в большей степени, отражает рыночную конъюнктуру», — отмечает аналитик ИГ «Капиталъ» Виталий Крюков.
Заявления нефтяников подтверждают эту тенденцию. «Газпромнефть», владеющая розничной сетью АЗС в 17 регионах России, объявила о снижении цен на автобензины всего на 10%, на дизельное топливо — на 15%, на авиакеросин — на 4,2%, на мазут — на 5%.
«Лукойл», российская сбытовая сеть которого на начало 2008 года насчитывала 1815 АЗС, снизил отпускные цены на дизтопливо в среднем на 7%, мазут на 8%, авиакеросин — на 4%. При этом, холдинг не исключает возможности дальнейшего снижения цен на дизельное топливо и автомобильные бензины в течение августа-сентября. «Такая ценовая конъюнктура в ближайшее время приведет к уменьшению в ряде регионов присутствия компании розничных цен на 30-40 копеек за литр автобензина и на 50 копеек за литр дизтоплива», — отмечают в «Лукойле».
ТНК-ВР со сбытовой сетью более 1000 АЗС оказалась менее щедрой, снизив цены на бензины и дизтопливо от 10 до 30 копеек за литр в Саратовской, Калужской, Тульской, Рязанской, Ростовской и Курской областях. В свою очередь «Роснефть» (1766 АЗС в России) и «Сургутнефтегаз» (320 АЗС) в отличие от своих конкурентов пока не хотят уменьшать стоимость своих нефтепродуктов. «Мы работаем в рынке. Снижение цен на АЗС предусмотрено, только если рыночная стоимость пойдет вниз», — пояснили в «Роснефти». Аналогичный ответ на этот вопрос дали и в «Сургутнефтегазе»: «Мы не можем торговать выше или ниже рынка, вероятность демпинга исключена».
Несмотря на последние инициативы нефтяников эксперты сомневаются, что они приведут к снижению розничных цен на нефтепродукты в долгосрочной перспективе. «Речь идет об отпускной стоимости. Цены на бензоколонках отставали от оптовых в начале 2008 года и не догнали их до сих пор (имеется в виду установление определенной доходности по отношению к оптовым ценам)», — комментирует аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин.
В этой ситуации нефтяники попытаются максимально компенсировать свои потери от экспорта нефти (экспортная маржа уже вернулась на уровень февраля 2007 года, когда «ножницы Кудрина» серьезно сократили прибыли нефтяников) за счет высокой маржи на внутреннем рынке нефтепродуктов. Аналитики прогнозируют стабилизацию цен на бензин на достигнутом уровне, чего нельзя сказать про стоимость авиатоплива. По оценке аналитика ИГ «КапиталЪ» Виталия Крюкова, справедливый уровень цен на авиатопливо в России составляет $700-750 за тонну, что фактически в два раза ниже текущей стоимости. Эксперт считает, что дальнейшая динамика цен на этом рынке во многом будет зависеть от действий государства.
Между тем, согласно данным Росстата, производство бензина за январь-июль 2008 года снизилось на 0,1% и составило 20,3 млн тонн. А в июле производство автомобильных бензинов оказалось на 2,4% ниже уровня июля 2007 года. Эксперты призывают не беспокоиться. «Многие НПЗ проходят модернизацию, поэтому и снизилась выработка бензина», — поясняет аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин.
Нефтепродукты на eOil.ru