Цена нефти может снизиться до $75 в ближайшие годы

Открытие значительных запасов нефти и газа, прежде всего нетрадиционных, в США и других странах мира может привести к снижению цен на нефть с нынешних $100 до $75 за баррель в течение ближайших пяти лет. Снижение энергозатрат окажет благотворный эффект на экономику США и отрицательный — на экономику России, в которой нефть и газ обеспечивают более 50% доходов бюджета, пишет еженедельник Barron’s (издается Dow Jones).
Изменение в структуре спроса также может подорвать господствующие позиции нефти на мировом энергетическом рынке. Двигатель внутреннего сгорания впервые за свою 150-летнюю историю может эффективно работать на альтернативных видах топлива, включая газ. По мере все более активного использования альтернативных энергоресурсов рост мирового спроса на нефть будет замедляться, а затем стабилизируется на одном уровне.
Сочетание стабильного потребления и роста добычи означает, что «отметка в $90 за баррель, которая в последние несколько лет служила уровнем поддержки для мировых цен на нефть, превратится в уровень сопротивления», считает Эдвард Морс, начальник отдела анализа мировых сырьевых рынков Citigroup. В новом торговом диапазоне, ограниченном сверху уровнем $90, наиболее вероятная средняя цена будет на уровне $75, полагает он.
Подобный расклад сильно отличается от господствовавшей в последние 40 лет парадигмы, согласно которой миру требовалось все больше нефти, прежде всего в результате роста развивающихся стран, тогда как объемы добычи не поспевали за спросом; в середине 2000-х гг. говорили о том, что объемы мировой добычи нефти выходят на пик, после чего начнется их сокращение.
Однако в последние пять лет были открыты нетрадиционные запасы нефти более чем на 1 трлн барр. (что эквивалентно более чем 30 годам поставок); большую их часть можно извлечь при цене $75 и ниже, многие запасы уже разрабатываются.
В ближайшие пять лет рост добычи в США превратит страну в нетто-экспортера нефти. «Хотя США продолжат импортировать значительные объемы тяжелых и средних сортов нефти, большая часть поставок будет идти из Канады и Мексики, — говорит Морс. — Поэтому США больше не придется беспокоиться о возможных перебоях в поставках, которые могут подорвать экономическую активность. Поэтому мы называем [наступающее время] эрой энергетической независимости Северной Америки».
Британский экономист Альфред Маршалл как-то сравнил спрос и предложение с лезвиями ножниц, и теперь они вполне могут срезать цены на нефть и в других регионах мира. Если говорить о предложении, нетрадиционные запасы нефти начинают разрабатываться в таких странах, как Индия, Бахрейн и Уганда. Что же касается спроса, уже сейчас треть автопарка в Бразилии работает на ненефтяном топливе.
Последние действия России в Крыму породили целую серию предложений о том, как наказать ее именно в нефтегазовой сфере. Консультант по энергетике Филип Верлегер в качестве «серьезного ответа на агрессию России» публично предложил США продать почти 700 млн барр. нефти из стратегических резервов, чтобы «снизить цены на нефть и серьезно навредить России», поскольку США «для обеспечения национальной безопасности» резервы больше не нужны. Редакционная статья The Wall Street Journal недавно призвала министерство энергетики «немедленно одобрить 25 заявок на строительство терминалов для экспорта сжиженного природного газа», поскольку «каждый доллар американского газа означает, что в экономику Путина придет на один доллар меньше».
Представить себе подобные призывы еще пять лет назад было невозможно. Но в ближайшие пять лет результаты мирового нефтегазового бума преподнесут России наглядный урок того, что такое негативные последствия сырьевого проклятия. На нефть и газ приходится 70% российского экспорта и чуть более половины доходов федерального бюджета. Россия экспортирует более 7 млн барр. нефти в день — больше только у Саудовской Аравии. Но принципиальная разница между этими странами в том, что более 60% российской нефти добывается в Сибири, где себестоимость работ гораздо выше. Поэтому падение мировых цен со $100 до $75 ударит по доходам России гораздо сильнее, чем по доходам Саудовской Аравии.
Негативные последствия изменений на мировом энергетическом рынке Россия может почувствовать и в секторе газа. Около 75% ее газового экспорта идет в Европу (обеспечивая 30% ее потребностей в газе) по ценам в 2-3 раза выше, чем в США. Эта огромная премия объясняется тем фактом, что не существует мирового рынка для природного газа, поскольку транспортировать его в естественном виде запредельно дорого. Отсюда призывы к скорейшему одобрению заявок на строительство СПГ-терминалов. А учитывая тот факт, что значительные запасы газа сейчас имеются во многих регионах мира, включая Австралию, ЮАР, Бразилию и Аргентину, в ближайшие пять лет вполне может сформироваться нечто похожее на мировой рынок СПГ. Это ударит по доминирующей позиции России в Европе, позволив ей покупать больше газа из других источников и сократив размер сегодняшней премии за российский газ.
Цены на нефть могут «резко упасть в перспективе трех-пяти лет», пишут в недавнем исследовании Эйми Джаффе, исполнительный директор по энергетике и устойчивому развитию в Калифорнийском университете в Дэвисе, и Махмуд Эль-Гамаль, профессор экономики Rice University. Средняя цена может упасть даже ниже $75, считает Джаффе, частично объясняя это тем, что, по ее оценке, затраты на добычу нельзя считать фиксированными. «Исследования показывают, что расходы следуют за ценой нефти, а не наоборот», — указывает она. При снижении цен на нефть спрос на буровые вышки и другое оборудование для добычи падает, что ведет к снижению себестоимости бурения. И это плохая новость для России.
«Чтобы российский бюджет оставался сбалансированным в период до 2020 г., цена нефти должна превышать $100, — говорит Джаффе. — Если же средняя цена будет $75, недавнее падение курса рубля покажется пустяковым».
Изменить ситуацию могут три новых источника нефтедобычи, которые до недавнего времени не считались значимыми с точки зрения увеличения предложения, -глубоководные месторождения, сланцы и нефтеносные пески. Их совокупные запасы превышают 1 трлн барр., тогда как до этого резервы нефти оценивались примерно в 1,5 трлн барр. По словам Эрика Ли, аналитика по энергетике Citigroup, значительную долю дополнительных резервов можно извлекать при цене, не превышающей $75 за баррель. В будущем эта оценка даже может снизиться, если расходы на добычу сланцевой и даже глубоководной нефти продолжат сокращаться.
По оценкам норвежской Rystad Energy, запасы глубоководной нефти составляют 317 млрд барр. Из них 53 млрд могут быть извлечены на шельфе Северной Америки, 63 млрд — Восточной Африки, 32 млрд — Азиатско-Тихоокеанского региона.
Произошедшая в 2010 г. авария на платформе BP в Мексиканском заливе замедлила развитие глубоководного бурения. Однако две недели назад американское Агентство по защите окружающей среды снова разрешило BP бороться за контракты на аренду нефтеносных участков в Мексиканском заливе. Спустя несколько дней британская компания выиграла права на работу на 24 из 329 блоков, выставленных на тендер.
По данным Управления энергетической информации США (EIA), запасы сланцевой нефти составляют 345 млрд барр., из них 58 млрд барр. могут быть извлечены в США. В 2012 г. объем добываемой в США нефти вырос на 310 млн барр. по сравнению с 2011 г. «во многом благодаря увеличению добычи из сланцев и других плотных источников», указывает EIA.
Нефтеносные пески пока обнаружены только в двух странах, сказано в исследовании BP Statistical Review. В Канаде их запасы оцениваются в 167,8 млрд, а в Венесуэле — в 220 млрд барр. нефти. Не ясно, будет ли такой способ добычи целесообразен, если нефть подешевеет до $75. Нынешних инвесторов такая цена может разочаровать, отмечает Морс из Citigroup, но другие компании, в том числе государственные из стран Дальнего Востока, могут начать инвестировать в эту отрасль, если увидят выгоду в долгосрочной, 40-летней, перспективе.
При нынешних ценах, по данным BP, «в активной разработке» находятся канадские нефтяные пески, способные дать 25,9 млрд барр.
Что касается спроса, то альтернативные виды топлива, прежде всего газ, начинают подрывать нефтяную монополию на транспортном рынке.
По подсчетам консалтинговой фирмы Advanced Resorces International, которые собирает данные совместно с EIA, мировые запасы сланцевого газа составляют 220 трлн куб. м, что по системе измерения энергии в британских тепловых единицах (BTU) эквивалентно 1,4 трлн барр. сырой нефти. При этом запасы сланцевого газа в США равны примерно 32,88 трлн куб. м, а России — 8,07 трлн.
Раньше в США существовала тесная связь между ценами на нефть и газ, в частности, потому, что газ был побочным продуктом бурения при добыче нефти. Однако с 2009 г. эта связь исчезла, и газ стал намного дешевле нефти благодаря тому, что существенно увеличились объемы его добычи.
Около половины мирового потребления нефти приходится на топливо для транспортных средств. Но использовать для них газ гораздо выгоднее. Баррель нефти содержит энергию, эквивалентную примерно 5,55 млн BTU. При нынешних ценах за $75 можно купить объем газа, энергия которого составляет 17,5 млн BTU. Таким образом, даже если баррель нефти будет стоить $75, газ все равно будет в три с лишним раза выгоднее.
Согласно исследованию Морса и группы аналитиков, можно добиться гигантской экономии, если перевести на газ грузовики, автобусы, корабли и, в конечном итоге, пассажирские транспортные средства. И этот процесс уже идет. Например, крупнейшая в Северной Америке компания по утилизации и переработке отходов Waste Management объявила, что 80% грузовиков, которые она покупает, работают на газе (между тем, в мире грузовики потребляют около 11% нефти). Совместное предприятие Cummins и Westport Innovations продает двигатель, работающий как на сжиженном, так и на сжатом газе.
Кроме того, сформировались условия для замены нефти на газ в промышленности и для производства электроэнергии. На эти цели в мире приходится около 20% и 5,5% потребляемой нефти соответственно. Также для американских компаний имеет смысл использовать виды топлива, изготовленные из газа, например этанол и метанол, чтобы соответствовать стандартам по экономии топлива Corporate Average Fuel Economy, которые станут обязательными в ближайшие несколько лет.
Нефть, высвободившуюся при переходе на газ, США могут направить на экспорт. В целом же вышеописанных тенденций достаточно, чтобы рост потребления нефти в мире замедлился в ближайшие годы, а затем и вовсе прекратился. Спрос на нее даже может начать снижаться.
По мнению Йосси Холландера, одного из основателей некоммерческой организации Fuel Freedom Foundation, пассажирский транспорт может более экономно работать на метаноле или этаноле. «По существующей технологии сегодня можно выгодно производить метанол из ресурсов, которыми США хорошо обеспечены, включая природный газ, уголь, биомассу, отходы и другие органические материалы», — утверждает он.
«История человечества, по крайней мере с момента изобретения колеса, — это история все более и более дешевой энергии, — говорит Морс. — Современная цивилизация была бы невозможна без дешевой энергии. Я уверен, что наступает очередной период более дешевой энергии, который будет длиться не менее 50 лет».

_____________________________________________________________________________________

Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.

_____________________________________________________________________________________

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 9 января 2025
Подсанкционным танкерам запрещен вход в порты на восточном побережье Китая, сообщает Reuters.
Импорт нефти из Канады в США достиг рекордного уровня
Импорт сырой нефти в США из Канады вырос на прошлой неделе до рекордного уровня, показали данные Управления энергетической информации США (EIA) в среду, в преддверии планов вступающего в должность президента США Дональда Трампа ввести 25-процентные тарифы на канадский импорт.