Бюджеты стран-нефтеэкспортеров
Большинство стран-нефтеэкспортеров в декабре 2015 года приняли бюджеты с заложенной в них завышенной прогнозной ценой нефти. Саудовская Аравия и Иран, учитывающие доходы от нефти в бюджете-2016 исходя из цены $29 и $35 за баррель, являются исключением. Ангола, Малайзия, Нигерия, страны Персидского залива будут искать баланс между сильным сокращением госрасходов и ростом займов на рынке для покрытия бюджетного дефицита. Бруней, ОАЭ и Норвегия готовы активнее, чем ранее, тратить резервные фонды.
Продолжающееся с ноября 2015 года падение цен на нефть, усилившееся в декабре, заставило правительства стран-нефтеэкспортеров пересматривать уже рассчитанные бюджеты на 2016 год — бюджетный цикл в большинстве стран завершается в декабре. Наиболее резкое изменение бюджетной политики зафиксировано в Саудовской Аравии: 28 декабря Минфин страны заявил, что на 2016 год запланировано сокращение доходов на 15%. Саудовский бюджет-2015 был рассчитан из цен на нефть $100 за баррель. Бюджет на 2016 год предполагает среднегодовую цену нефти $29 за баррель — сокращаются не менее 15% расходов, бюджетный дефицит, ранее превышавший 13% ВВП, должен сократиться до 2,2% ВВП.
Пока среди стран-нефтеэкспортеров Саудовская Аравия планирует самые жесткие сокращения ради неповышения налогов. Кувейт, крупный конкурент саудитов, 16 декабря объявил о сокращении бюджетного дефицита лишь на треть и об уравнивании налога на доходы юрлиц-резидентов и нерезидентов, что даст дополнительные поступления почти на ту же сокращаемую сумму — около $5,5 млрд. Федеральный бюджет ОАЭ запланирован с нулевым дефицитом еще в октябре 2015 года с нефтяными ценами около $50 за баррель и будет пересматриваться — впрочем, часть эмиратов ОАЭ, в первую очередь Дубай, имеют ненефтяной профицит бюджетов: ОАЭ, видимо, практически не понадобится крупный пересмотр расходов. Бахрейн и Оман обсуждают кратный рост бюджетного дефицита на 2016 год при сокращении госрасходов на 5-10%, Бахрейн, столкнувшийся при этом с кризисом на рынке недвижимости, объявил о налоговой реформе с умеренным ростом корпоративных налогов. Аналогичное решение в конце декабря уже приняла Малайзия, чей бюджет, принятый в октябре, рассчитан из цены $48 за баррель — там повышены подоходный налог (с 26% до 28%) и налоги на прибыль, пересмотр самого бюджета начнется в январе 2016 года.
Бюджетный год в Иране начинается 21 марта 2016 года, и первые утечки информации о бюджете, появившиеся в СМИ, говорят о том, что он рассчитан исходя из цены нефти $35 за баррель. Впрочем, они же говорят о дефиците в 2,2% ВВП и росте перечислений в бюджет Ирана из суверенного фонда — Национального фонда развития: трансферт из него составляет до 25% расходов бюджетной системы страны. Предыдущий бюджет считался из цены $100 за баррель, по прогнозам МВФ, в 2015 году Иран будет иметь дефицит бюджета в 2,2%.
Возможно, не придется пересматривать бюджет Казахстану, рассчитавшему его по цене нефти $40 за баррель. Впрочем, это скорее исключение из правил — большинство бюджетов стран-нефтеэкспортеров рассчитывали расходы-2016 исходя из нефтяных цен $50 за баррель и выше. Катар, Ангола и Нигерия пока отказываются от серьезных пересчетов: так, бюджет Анголы на 2016 год, принятый 12 декабря, рассчитан из цены $48 за баррель с дефицитом 5,5% ВВП, Нигерии (принимается на этой неделе) — около $45. Увеличивающиеся из-за падения нефтегазовых доходов дефициты бюджета этих стран предполагается финансировать внешними и внутренними заимствованиями, особенно крупные суммы намерен занимать Катар. Бруней пока лишь готовит бюджет на 2016-2017 годы, начинающийся в марте, причем даже с учетом падения нефтяных цен страна имеет шансы сохранить незначительный бюджетный профицит, как и в 2015-2016 годах.
Нет пока сведений о пересмотре бюджета крупнейшего европейского нефтегазового экспортера — Норвегии. С октября 2015 года Норвегия дофинансирует расходы бюджета-2015 из суверенного фонда, составляющего $820 млрд. Лимит на расходование составляет 4% фонда в год, и в 2015 году он не был выбран, но в 2016 году эта ситуация возможна.
Не везде падение нефтяных цен позволяет пересматривать бюджеты. Так, в Алжире в начале января 2016 года проект сокращения бюджета вызвал конфликт между правительством и парламентом. Наконец, пока нет никаких данных о перспективах пересмотра бюджета Венесуэлы, где с конца 2015 года власть в лице президента Николаса Мадуро утратила парламентское большинство. Напомним, Венесуэла стала мировым рекордсменом по падению ВВП в 2015 году (более 10%), обогнав по этому показателю Украину (8,5%) и Россию (3,8-3,9%). Россия пока не приняла официально решения о пересмотре бюджета-2016.