Бюджету 2017–2019 годов нужна нефть не дешевле $50–55 за баррель
Наряду с базовым вариантом прогноза, основой бюджетных проектировок, Минэкономразвития разработало для 2017–2019 гг. вариант «базовый плюс». Именно этот вариант министерство предложит в качестве основы для бюджета, рассказали «Ведомостям» четыре федеральных чиновника. «Ведомостям» удалось ознакомиться с параметрами обновленного прогноза на 2016 и 2017–2019 гг.
Базовый вариант по-прежнему исходит из цены барреля $40 на всю трехлетку. «Базовый плюс» предполагает более высокую цену: $50 в 2017 г. и $55 в 2018–2019 гг.
Бюджет при $40 за баррель остается разбалансированным, говорит федеральный чиновник, рассматривается возможность заложить более высокую цену. Бюджет исходит из прогноза под названием «базовый», так что ничего менять не придется, объясняет появление «базового плюс» другой федеральный чиновник. Обычно Минэкономразвития составляет три варианта: базовый, консервативный – с более дешевой нефтью – и целевой, исходящий из достижения целевых показателей, обозначенных в майских указах президента.
Бюджет не сходится
Модели и расчеты показывают, что цена барреля нефти год-два будет в пределах $47–55, поясняет федеральный чиновник. Устойчивый диапазон на ближайшие год-два – $45–50, говорил представитель Минэкономразвития. При текущем прогнозе доходов на 2017 г. исходя из нефти в $40 дефицит значительно превышает предлагаемые Минфином 3,2%, отмечает чиновник финансово-экономического блока: «С такой бюджетной и денежно-кредитной политикой спрос сожмется до отрицательных величин, фонды закончатся. Есть будет нечего». Хотя уже очевидно, что $40 не будет – будет больше, подчеркивает он.
«А что, если нет?» – возражает чиновник Минфина.
Представитель Минфина на запрос «Ведомостей» не ответил. Представитель Минэкономразвития сообщил лишь, что уточненный прогноз в конце сентября рассмотрит правительственная комиссия по бюджетным проектировкам.
При барреле нефти по $40 трехлетний бюджет не сходится, говорит директор Центра развития Высшей школы экономики (ЦР ВШЭ) Наталья Акиндинова: по оценкам ЦР ВШЭ, дефицит сокращается намного медленнее, чем предполагает Минфин при замораживании номинальных расходов на уровне 15,78 трлн руб. в год на все три года. Минфин планирует сокращать дефицит на 1 процентный пункт ежегодно – с 3,2% ВВП в 2017 г. до 1,2% в 2019 г. Однако при такой цене нефти средства в национальных фондах быстро заканчиваются, а дефицит остается большим, говорит Акиндинова: для балансировки бюджета нужен либо более высокий экономический рост, либо более слабый рубль. В базовом же сценарии Минэкономразвития рубль, несмотря на стагнацию нефтяных цен, укрепляется, экономический рост остается слабым – министерство даже ухудшило прогноз в сравнении с апрельской версией. «Когда станет ясно, что бюджет не сходится, никакого укрепления рубля, конечно, не будет: за подобными проблемами с бюджетом следуют ослабление национальной валюты и отток капитала», – говорит Акиндинова.
Среди чиновников есть «секта нефти по $40» и есть группа, которая верует в нефть по $50–55, философствует федеральный чиновник: «Молятся на нефть, а реформы делать некому. Если же нефть окажется ниже [$50–55] – ничего, подкрутим курс!».
Еще одним выходом из положения с несходящимся бюджетом была идея продолжить планировать его только на один год – на трехлетке видны все проблемы, говорили «Ведомостям» чиновники. Но Минфин настойчив: бюджет планируется на три года.
Цена нефти $50 за баррель в 2017 г. не учитывает риски, что особенно опасно, когда почти нет резервов, отмечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, в таких условиях нужно закладывать более консервативные параметры. Лучшим прогнозом цены нефти является текущая цена, а с начала года она как раз примерно $40–41, согласна Акиндинова: «Закладывать цену выше неосмотрительно – можно и недобрать доходов». Главный подход для прогноза цены нефти – то, что эта цена может быть очень волатильна, осторожна Наталия Орлова из Альфа-банка.
2016 г.: дна нет
Прогноз на 2016 г. Минэкономразвития ухудшило: спад ВВП будет не 0,2%, а 0,6%, хотя ранее министр Алексей Улюкаев не исключал даже небольшого роста по итогам года. В июле, по оценкам министерства, произошло небольшое замедление экономики, а именно – ускорение темпов ее падения (к тем же месяцам 2015 г.). Согласно данным с устранением сезонного фактора, после стабилизации во II квартале на нулевой отметке ВВП в начале III квартала снова сократился. Прогноз ухудшен, несмотря на некоторое увеличение ожидаемой среднегодовой цены барреля нефти (с $40 до $41), а также повышение темпов роста зарплатного фонда и снижение прогноза по инфляции в 2016 г. с 6,5 до 5,8%.
В этом году наблюдается статистическая коллизия – рост зарплат сочетается с продолжением спада розницы и доходов, указывает Акиндинова. Обычно динамика зарплат и розницы так сильно не расходится, но сейчас разрыв только увеличивается, т. е. рост зарплат не трансформируется в рост потребления – вероятно, эту коллизию и перенесли в прогноз, полагает она. Обновленный прогноз по ВВП теперь более реалистичен и ближе к консенсусу Центра развития (минус 0,8%), продолжает Акиндинова: при спаде на 0,9% за январь – июль (оценка Минэкономразвития) для его сокращения до 0,2% по итогам года необходимо, чтобы рост начался уже в III квартале, как ранее и ожидало министерство. Теперь же оно считает, что в III квартале и спад, и рост равновероятны.
Минэкономразвития также ухудшило прогноз роста экономики на 2017–2019 гг. в сравнении с прежним, апрельским, прогнозом. Однако более дорогая нефть в варианте «базовый плюс» дает и более высокий рост ВВП. В сравнении с 2015 г. экономика к началу 2020 г. вырастает на 3,8% в базовом и на 5,8% в «базовом плюс» варианте, подсчитало Минэкономразвития. Мировая экономика исходя из прогноза министерства за тот же период вырастет на 14,1% – почти в 2,5 раза больше, чем российская даже при нефти $50–55 за баррель.